Тактическое учение

Сегодня в 20 часов на Центральном стадионе Екатеринбурга футбольный клуб «Урал» сыграет с грозненским «Тереком» матч чемпионата России. К шестому туру соревнований «шмели» с одним очком в активе обосновались внизу турнирной таблицы — на 14-м месте. Прошлый сезон наша команда тоже начала ни шатко ни валко, но завершила удачно, сохранив прописку в премьер-лиге. Какие тренерские решения привели «Урал» к успеху в минувшем чемпионате и почему не удаётся повторить тот результат сейчас? Обо всём этом «ОГ» поговорила с тренером-аналитиком нашего клуба Дмитрием Столбиковым.

Дмитрий СтолбиковДмитрий Столбиков — выпускник Высшей школы тренеров. В «Урале» — с 2013 года.

— После того как прошлой осенью место главного тренера клуба занял Александр Тарханов, команда преобразилась и в весеннем отрезке чемпионата смогла одержать семь побед, что позволило ей завершить сезон на 11 месте. За счёт чего Александру Фёдоровичу удалось вывести коллектив из аутсайдеров в середняки?

— Прежде всего за счёт выбора правильной тактики. В начале прошлого чемпионата тренером «Урала» был Олег Василенко. Он, конечно, тоже пытался найти схему игры для команды, но поиск был долгий и какой-то хаотичный: «Урал» под началом Василенко сыграл 16 матчей и попробовал восемь различных комбинаций! Например, пытались играть с четырьмя защитниками и двумя опорными. Было время, когда в защите находилось три человека. В общем, подходящая схема так и не была найдена.

Когда пришёл Александр Тарханов, то он сразу заявил, что является сторонником комбинационного стиля игры. Такая тактика подразумевает частые короткие и средние передачи. В нападении теперь задействовано большое количество игроков: не два-три, как раньше, а восемь. Их задача обдуманными передачами довести атаку до опасного момента, когда уже точно можно бить по воротам. Теперь наш футболист не может во время позиционной атаки «влупить» по воротам, скажем, с 30–40 метров. Нужно дождаться, когда появится свободная зона или откроется партнёр по команде, который и обострит момент. Исключение из игры неоправданных передач — это один из основных компонентов, которые Тарханов внёс в игру команды. Это позволило увеличить время контроля над мячом и точность. За месяц работы Александр Фёдорович вместе со своими помощниками определил 13 футболистов, которые лучше остальных поняли новую игровую философию и сумели за столь короткое время сыграться. Они и во-шли в основной состав. Тарханов, в свою очередь, сумел их грамотно расставить на поле (подробнее — в приведённых схемах — прим. «ОГ»).

— Влияет ли на тактическую схему команда соперника?

— Принципиальная схема остается той же. Но перед каждой встречей она, конечно, корректируется. Тут всё решает тактика и мастерство того, с кем играют «шмели». Например, в ЦСКА очень быстрая атакующая группа. По-этому обороняться против них слишком высоко (далеко от своих ворот — прим. «ОГ») ни в коем случае нельзя. Нужно подтягиваться ближе к своим воротам, чтобы свести свободное пространство для быстрых армейцев к минимуму. С «Торпедо» — другая история: у них сильная средняя линия, поэтому, играя с ними, мы старались перехватить мяч в центре, чтобы не пропустить их на нашу половину.

— Если на поле по каким-то причинам не выходит, скажем, Спартак Гогниев, тактика «Урала» видоизменяется?

— Основные принципы игры сохраняются независимо от фамилии игрока. Корректироваться могут только парные взаимодействия между игроками. Спартак, например, хорошо начинает отбор мяча, умело руководит командой при контратаке. А если его заменяет, к примеру, Денис Дорожкин, то он ситуацией, как Гогниев, не управляет. Но у Дениса есть другие достоинства, которые мы стараемся использовать.

— Тактическая схема «Урала» в этом сезоне не изменилась. Почему же тогда игра сейчас не клеится?

— Перед удачным весенним отрезком прошлого чемпионата команда провела три сбора в одном игровом составе. Футболисты усвоили все требования главного тренера и наладили взаимодействие друг с другом. А этим летом игроки по разным причинам вошли в группу подготовки в разное время, в результате чего «опоздавшие» не выполнили необходимый объём тренировочной работы. А основные игроки — Гогниев, Манучарян, Фидлер, Бергер — пропустили (а кто-то пропускает до сих пор) матчи из-за травм.

Тактическая схема ФК «Урал» в атакеВ атаке: 4-1-4-1. Атакующая группа состоит из восьми человек (выделены оранжевым цветом). Её основная задача — создать свободного игрока как можно ближе к штрафной площадке соперника. Как правило, этим игроком должен стать тот, кто может обыграть противника один на один и завершить атаку хорошим ударом. Поэтому первым делом Тарханов передвинул Чисамба Лунгу к чужим воротам, хотя в начале сезона тот играл в обороне. Тренер увидел, что Лунгу может обострять ситуацию в нападении: обыгрывать соперника и забивать. То же самое требуется и от Эдгара Манучаряна и Александра Ерохина, который тоже сменил позицию. До этого он играл в нижней зоне (то есть близко к своим воротам — прим. «ОГ»), а Тарханов поднял его наверх, потому что Саша отлично принимает мяч, а в обороне это качество не очень востребовано. Продвинули в нападение и Герсона Асеведо, который может отдать отличную проникающую передачу или пробить. А что было раньше? Соперники старательно «опекали» нашего главного забивальщика Спартака Гогниева, который попросту не мог в одиночку противостоять двум-трём футболистам. Поэтому атаки срывались. Теперь если Спартак блокирован, на поле остаются свободными Манучарян, Лунгу, Ерохин и Асеведо. А всю эту группу одновременно соперникам не перекрыть. Поэтому вариантов атаки стало существенно больше.

Тактическая схема ФК «Урал» в оборонеВ обороне: 4-2-3-1. В первой половине прошлого сезона большее количество ударов по нашим воротам наносилось прямо из штрафной, в которую соперник беспрепятственно проникал. В начале весеннего отрезка мы перешли на смешанный тип обороны. Это когда четыре защитника располагаются в своей зоне, а ещё трое футболистов находятся ближе к центру и блокируют соперника, сбивая первую волну атаки. Эффективность такого решения мы увидели в повторном матче с «Краснодаром», когда количество ударов по нашим воротом снизилось (по сравнению с первым поединком) более чем в два раза. Впоследствии мы дополнительно усилили линию обороны, добавив туда пятого игрока.С приходом Тарханова появилась конкретика относительно действий в обороне. Например, если теперь Александр Белозёров отвечает за нападающего из команды соперника, то нашего защитника обязательно страхует Владимир Фидлер, а на его место, в свою очередь, должен тут же сместиться Александр Ерохин. Теперь каждый футболист в команде знает, что и когда ему необходимо предпринять.Кроме того, пропущенных голов стало меньше из-за увеличения времени владения мячом. В начале сезона 2013–2014 этот показатель у нас был самым низким в чемпионате — 42 процента. А весной результат удалось повысить до 53 процентов.

Областная газета Свердловской области