В полночь со вторника на среду мир увидел официальную эмблему XXI чемпионата мира по футболу, который пройдёт в одиннадцати городах России (в том числе и Екатеринбурге) в июне-июле 2018 года. Москвичи и гости столицы ознакомились с ней благодаря световому шоу, которое проектировалось на фасад Большого театра, остальные – в эфире телепрограммы «Вечерний Ургант» на Первом канале.
Пять фактов об эмблеме чемпионата мира-2018
- Дизайн разработан португальским брендинговым агентством Brandia Central, которое завоевало это право, победив в конкурсе с участием восьми дизайнерских бюро из разных стран.
- По замыслу авторов в эмблеме угадывается силуэт Кубка мира ФИФА. Покорение космоса, иконопись и любовь к футболу – три составляющие логотипа, говорится в пресс-релизе оргкомитета турнира.
- Основные цвета – красный, золотистый, чёрный и синий – дань многовековым художественным традициям нашей страны.
- Волшебный шар наверху эмблемы, по замыслу создателей, символизирует всеобщую любовь к футболу.
- Финальный вариант эмблемы выбирало жюри, в которое входили министр спорта России Виталий Мутко, генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, главный тренер сборной России Фабио Капелло, вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, генеральный директор Оргкомитета чемпионата мира Алексей Сорокин, генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев, пианист Денис Мацуев, дирижёр Валерий Гергиев и актриса Чулпан Хаматова.
А днём состоялось заседание наблюдательного совета оргкомитета турнира, которое провёл Президент России Владимир Путин. Среди прочих вопросов была затронута реконструкция Центрального стадиона в Екатеринбурге. «Попытка сохранить исторический облик стадиона – это прекрасно», – оценил уральский опыт президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер.
Обращение к истории продолжил и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который предложил отлить медали для победителей предстоящего чемпионата из уральского металла, поскольку именно на Урале было добыто первое отечественное золото. Владимир Путин обещал над этим предложением подумать, с ходу задав лишь один вопрос: за чей счёт будут изготавливаться награды? Если в итоге придётся раскошелиться свердловским золотопромышленникам, то можно заметить, что им ещё относительно повезло, поскольку с 1966 по 1998 год на чемпионатах мира по футболу вручались не только золотые медали (победителю), но и позолоченные (команде, проигравшей в финале). Впрочем, помимо медалей, есть индивидуальные призы – «Золотой мяч» (лучшему игроку), «Золотая бутса» (лучшему бомбардиру) и приз имени Льва Яшина «Золотая перчатка» (лучшему вратарю).
Презентация эмблемы – это только начало. В первой половине 2015 года будет обнародован официальный слоган, а в конце 2016-го – официальный постер соревнований и талисман.
Так менялась эмблема чемпионатов мира: от Уругвая-1930 до России-2018.
От афиши к товарному знаку
Первые эмблемы чемпионатов мира больше походят на афиши – во многом потому, что иного применения им не было. С развитием полиграфии и появлением широкого ассортимента сувенирной продукции логотипы стали унифицированее. Теперь это не столько художественное произведение-плакат, призывающее пойти на футбол, сколько товарный знак. Первый шаг на этом пути был сделан ещё в 1954 году. И если в 1958-м шведы решили дать простор фантазии и сделать красивую эмблему в старом стиле, то начиная с 1962 года логотипы шли по пути упрощения. В 1966-м в нагрузку к эмблеме появился свой талисман. Для чемпионата мира в Англии им стал лев Вилли.
Мексиканский чемпионат 1970 года стал своеобразной точкой невозврата: потрясающе простой и цепляющий взгляд дизайн пришёлся по вкусу множеству людей. Начиная с этого времени, ключевым стилем у эмблем стал минимализм, а в качестве главного элемента был выбран футбольный мяч. В период с 1974 по 1998 год было предпринято множество интересных попыток, но из семи логотипов подлинного успеха добился только логотип турнира, проходившего во Франции.
В XXI веке ФИФА потребовала, чтобы в эмблеме чемпионата прослеживались контуры Кубка мира. Во многом именно с этим связан тот факт, что логотип чемпионата мира по футболу-2018 похож на эмблему своего предшественника, прошедшего в этом году в Бразилии. Придумать что-то принципиально отличное португальским дизайнерам не удалось. Острословы уже сравнили презентованную эмблему с электрической бритвой, противогазом, ядерным грибом и межпланетным космическим кораблём.