Россия представила логотип чемпионата мира по футболу-2018

Фото: РИА «Новости»

Фото: РИА «Новости»

В полночь со вторника на среду мир увидел официальную эмблему XXI чемпионата мира по футболу, который пройдёт в одиннадцати городах России (в том числе и Екатеринбурге) в июне-июле 2018 года. Москвичи и гости столицы ознакомились с ней благодаря световому шоу, которое проектировалось на фасад Большого театра, остальные – в эфире телепрограммы «Вечерний Ургант» на Первом канале.

Пять фактов об эмблеме чемпионата мира-2018

  1. Дизайн разработан португальским брендинговым агентством Brandia Central, которое завоевало это право, победив в конкурсе с участием восьми дизайнерских бюро из разных стран.
  2. По замыслу авторов в эмблеме угадывается силуэт Кубка мира ФИФА. Покорение космоса, иконопись и любовь к футболу – три составляющие логотипа, говорится в пресс-релизе оргкомитета турнира.
  3. Основные цвета – красный, золотистый, чёрный и синий – дань многовековым художественным традициям нашей страны.
  4. Волшебный шар наверху эмблемы, по замыслу создателей, символизирует всеобщую любовь к футболу.
  5. Финальный вариант эмблемы выбирало жюри, в которое входили министр спорта России Виталий Мутко, генеральный секретарь ФИФА Жером Вальке, главный тренер сборной России Фабио Капелло, вратарь ЦСКА Игорь Акинфеев, первый вице-премьер правительства России Игорь Шувалов, генеральный директор Оргкомитета чемпионата мира Алексей Сорокин, генеральный директор ВГТРК Олег Добродеев, пианист Денис Мацуев, дирижёр Валерий Гергиев и актриса Чулпан Хаматова.

А днём состоялось заседание наблюдательного совета оргкомитета турнира, которое провёл Президент России Владимир Путин. Среди прочих вопросов была затронута реконструкция Центрального стадиона в Екатеринбурге. «Попытка сохранить исторический облик стадиона – это прекрасно», – оценил уральский опыт президент Международной федерации футбола (ФИФА) Йозеф Блаттер.

Обращение к истории продолжил и губернатор Свердловской области Евгений Куйвашев, который предложил отлить медали для победителей предстоящего чемпионата из уральского металла, поскольку именно на Урале было добыто первое оте­чественное золото. Владимир Путин обещал над этим предложением подумать, с ходу задав лишь один вопрос: за чей счёт будут изготавливаться награды? Если в итоге придётся раскошелиться свердловским золотопромышленникам, то можно заметить, что им ещё относительно повезло, поскольку с 1966 по 1998 год на чемпионатах мира по футболу вручались не только золотые медали (победителю), но и позолоченные (команде, проигравшей в финале). Впрочем, помимо медалей, есть индивидуальные призы – «Золотой мяч» (лучшему игроку), «Золотая бутса» (лучшему бомбардиру) и приз имени Льва Яшина «Золотая перчатка» (лучшему вратарю).

Презентация эмблемы – это только начало. В первой половине 2015 года будет обнародован официальный слоган, а в конце 2016-го – официальный постер соревнований и талисман.

Так менялась эмблема чемпионатов мира: от Уругвая-1930 до России-2018.

От афиши к товарному знаку

Первые эмблемы чемпионатов мира больше походят на афиши – во многом потому, что иного применения им не было. С развитием полиграфии и появлением широкого ассортимента сувенирной продукции логотипы стали унифицированее. Теперь это не столько художественное произведение-плакат, призывающее пойти на футбол, сколько товарный знак. Первый шаг на этом пути был сделан ещё в 1954 году. И если в 1958-м шведы решили дать простор фантазии и сделать красивую эмблему в старом стиле, то начиная с 1962 года логотипы шли по пути упрощения. В 1966-м в нагрузку к эмблеме появился свой талисман. Для чемпионата мира в Англии им стал лев Вилли.

Мексиканский чемпионат 1970 года стал свое­образной точкой невозврата: потрясающе простой и цепляющий взгляд дизайн пришёлся по вкусу множеству людей. Начиная с этого времени, ключевым стилем у эмблем стал минимализм, а в качестве главного элемента был выбран футбольный мяч. В период с 1974 по 1998 год было предпринято множество интересных попыток, но из семи логотипов подлинного успеха добился только логотип турнира, проходившего во Франции.

В XXI веке ФИФА потребовала, чтобы в эмблеме чемпионата прослеживались контуры Кубка мира. Во многом именно с этим связан тот факт, что логотип чемпионата мира по футболу-2018 похож на эмблему своего предшественника, прошедшего в этом году в Бразилии. Придумать что-то принципиально отличное португальским дизайнерам не удалось. Острословы уже сравнили презентованную эмблему с электрической бритвой, противогазом, ядерным грибом и межпланетным космическим кораблём.

Областная газета Свердловской области