«Неудачи нужны. Когда всё идёт хорошо, перестаёшь это ценить»

Помимо побед на чемпионатах мира и Европы, Илья Хлыбов (справа) побеждал на Универсиаде в Казани и пять раз становился чемпионом России. Фото: Александр Зайцев.

Помимо побед на чемпионатах мира и Европы, Илья Хлыбов (справа) побеждал на Универсиаде в Казани и пять раз становился чемпионом России. Фото: Александр Зайцев.

28-летний верхепышминец Илья Хлыбов в конце прошлой недели стал чемпионом Европы по самбо — во второй раз в карьере. В четверг спортсмен вернулся на родину. Сейчас у него на очереди Европейские игры в Баку. Мы воспользовались несколькими свободными днями между соревнованиями и переговорили с самым титулованным самбистом Свердловской области.

— Я доволен, это безусловно. На самом деле, есть даже плюс в том, что я не прошёл на чемпионат мира, а поехал на Европу… Между чемпионатами России и мира — целых восемь месяцев ждать. Причём нужно постоянно себя настраивать, усиленно тренироваться, беречь — летом в шапке ходить, чтобы в самый ответственный момент не заболеть (смеётся). До Европы же оставалось менее двух месяцев, и не было этого выматывающего ожидания. Так что всё к лучшему.

— Смотрю, вы оптимист: везде ищете плюсы…

— Да, это действительно так! Если сегодня не получилось, значит, в данный момент ты заслуживаешь именно этого результата — не более. Нет других виноватых, кроме тебя. Кроме того, неприятности и неудачи нужны. Когда всё идёт хорошо, перестаёшь это ценить.

— Как вы начали заниматься самбо?

— Мне было шесть лет, и, надо признаться, я был маленьким и хиленьким на вид. Весил килограммов 16. Мама привела меня на самбо — это было ещё в Сухом Логе, где мы тогда жили. Помню, там был совсем крошечный зальчик… Тренеры на меня оценивающе посмотрели и говорят: «Знаете, приходите-ка вы через годик. Мальчик у вас маленький ещё, слабенький». Мама возмутилась: «Да он у меня уже всё умеет! Вы хотя бы посмотрите!» Ну, тренер плечами пожал, говорит: покажи, чего можешь. Я раз двадцать подтянулся, отжался, пробежал, попрыгал… И меня взяли сразу же. Так я стал заниматься, мне очень нравилось…

— Почему переехали в Верхнюю Пышму?

— Меня пригласили. Мне тогда было 14 лет. Если честно, больше всего тогда привлекло то, что клуб в Пышме берёт на себя организацию всех поездок. В Сухом Логе мы за свой счёт вынуждены были ездить на все соревнования, и это было нам не по карману. Переехал в Пышму, и закрутилось: выиграл первенство России, затем первенство мира! И вот тогда я понял, что спорт — это огромная работа, но она мне по душе. Появились масштабные цели.

— Самый важный совет, который вам дал тренер?

— Слушать его (смеётся). Нет, серьёзно — со стороны всегда лучше видно. Каждый раз, когда Валерий Глебович (Стенников, заслуженный тренер России. — Прим. «ОГ») что-то говорит, надо слушать. Ещё он часто повторяет, что у нас — команда, мы — все вместе. И золото — даже твоё личное золото — на самом деле не только твоё. За ним стоит тренерский штаб, клуб, родители, которые поддерживали, соперники, которые не давали расслабиться, товарищи по команде, спонсоры… Я знаю тех, кто, начав показывать высокие результаты в большом спорте, вдруг решает, что это он сам всего достиг. Конечно, вклад самого спортсмена в победу огромен. Но нельзя забывать о роли тех, кто рядом…

— Вы — четырёхкратный чемпион мира, самый титулованный самбист в Свердловской области… Есть ли какой-то секрет успеха? Полное спокойствие, может быть?

— Нет, спокойствие — это тоже плохо. Оно расслабляет. Вот на чемпионате России этого года я во время финального поединка был абсолютно спокоен. Вёл 1:0. Оставалось сорок секунд до конца. И я почувствовал — золотая медаль у меня в кармане. Зевнул, расслабился и… Проиграл. Так что нет, излишнее спокойствие — это не то. Просто нужен соответствующий настрой и концентрация.

— В этом сезоне вы часто выигрывали за счёт болевых приёмов. Можете назвать их своими коронными?

— Да, болевые удары в ахилл, в колено мне действительно неплохо удаются. Но вообще у меня большой арсенал любимых приёмов — бросок через спину с колен, подхват… Самое главное — к каждому сопернику подобрать нужный. Тот, который от тебя не ожидают.

— Никогда не пробовали себя в дзюдо? Всё-таки это — олимпийский вид спорта…

— Пробовал, я мастер спорта по дзюдо. Казалось бы, та же борьба, но… вот не моё это. Там постоянно меняются правила, надо за этим следить. Самбо мне как-то ближе, роднее.

— А какими-то ещё видами спорта увлекаетесь?

— Ой, их много! В детстве параллельно с самбо занимался футболом, даже на областные соревнования ездил. Люблю все игровые виды — хоккей, волейбол… И практически в любом виде разбираюсь, могу играть. Мне нравится новое узнавать. И под фразой «в жизни надо попробовать всё» я понимаю именно виды спорта. Не могу даже вспомнить такого, который бы не попробовал…

— Ну, шахматы, например.

— С первым тренером из Сухого Лога играл. С нынешним тренером играю в нарды…

— Как свободное время проводите?

— Его почти нет, времени этого. Зимой с мамой на лыжах хожу — она у меня мастер спорта по лыжам и биатлону. Я и сам, кстати, в детстве некоторое время занимался лыжами. Но знаменитым лыжником не стал из-за того, что у меня однажды лыжи… не поехали. Мне неправильно подобрали смазку, и я их еле-еле тащил, пришёл чуть ли не последним. Было страшно обидно! Проиграл тем, кого на тренировках легко обгонял. Жутко расстроился, кинул лыжи и больше не участвовал в соревнованиях! (смеётся). Мне было тогда лет 12… А отдыхать я предпочитаю с друзьями, с семьёй. В театры хожу: в оперный, в музкомедию… Мне нравится. Единственное — раздражает, когда заканчивается действие, и люди тут же встают и бегут в гардероб, как будто самое важное — успеть очередь занять. А как же отблагодарить актёров? Мне кажется, артисты — люди, которые работают не ради денег, а ради чего-то большего. Они хотят дарить нам эмоции. Есть вообще такие категории людей — учителя, тренеры, врачи — которые работают зачастую на энтузиазме, всю душу вкладывают в своё дело. Я ими искренне восхищаюсь, они мир меняют к лучшему. Особенно те, кто работает с детьми и закладывает в их души что-то искреннее, светлое…

— Вы как-то говорили, что тоже хотите стать тренером…

— Да. Мне сейчас 28 лет, выступать я ещё буду — ну, лет пять, наверное. Потом — как здоровье позволит. И по завершении карьеры действительно планирую стать тренером. Я и сейчас уже занимаюсь с детьми, мне это очень нравится. В школы хожу, в сёла разные езжу, рассказываю детям, как это круто — спорт. Просто разговариваю с ними, никаких нравоучений… Надеюсь, что эти разговоры заставят их от планшета глаза поднять и вокруг посмотреть. Я когда пацанёнком был, до ночи во дворе пропадал — гонял в футбол. Сейчас многих подростков приходится выгонять воздухом подышать…

— Года два назад вы говорили, что планируете жениться…

— Слово сдержал! 16 мая у нас с супругой был год совместной жизни. Задумываемся о детях — хотим несколько…

Областная газета Свердловской области