«Мы не дыню в ворота бросаем»

Чемпионат, который начался с эффектной церемонии открытия, продлился ровно две недели. Фото: Александр Зайцев.

Чемпионат, который начался с эффектной церемонии открытия, продлился ровно две недели. Фото: Александр Зайцев.

В Екатеринбурге сегодня завершится юношеский чемпионат мира по гандболу среди игроков до 19 лет. В решающих матчах определится вся тройка призёров. Российская сборная до этой стадии турнира не добралась, и наши ребята будут наблюдать за битвой недавних соперников уже с трибун. Вместе с главным тренером юношеской команды Александром Алексеевым.

– Александр Михайлович, перед турниром вы говорили, что на призы реально будут претендовать аж двенадцать сборных. Это же ровно половина участников нынешнего чемпионата. Неужели конкуренция в мировом гандболе настолько высока?

– В ходе турнира круг фаворитов, конечно, сузился. Из команд, прошедших дальше всех, я считаю, финала достойны французы и словенцы… Хотя и исландцы, которые высоко забрались, вполне могли преподнести сюрприз. А так, думаю, чемпионами мира теперь станут французы.

Александр Алексеев – заслуженный тренер России. Под его руководством волгоградский «Каустик» не раз становился призёром чемпионата России. Фото: Александр Зайцев

– А ещё вы отмечали, что следует опасаться сборную Бразилии. Которая в итоге и выбила нашу команду в серии плей-офф.

– Да всех надо было опасаться! Венесуэла, Чили, Алжир, которые очков на турнире вообще не набрали, тоже очень даже неплохо выглядели. Датчане и венгры фаворитами были, а тут остались без медалей. Немцы в шестнадцать лучших не попали! Это я всё о той же конкуренции… Есть гандбольные страны. Франция, Испания, Дания, Швеция, Хорватия. Там идёт работа, есть результаты… Раньше мы были гандбольной страной. В советские времена… Французы вот взяли наш опыт и добиваются успехов. Если победят и здесь, то выиграют в мужском гандболе все титулы по всем возрастам. Чемпионы мира, Европы. Среди взрослых, молодых и очень молодых. Они собирают, как мы когда-то, детей в интернатах, которых на страну – десятки, и воспитывают их до 21 года. Венгры по тому же пути идут. А у нас не из кого выбирать. Нет людей.

Требование современного гандбола: игроки должны быть прыгучими, высокими и при этом юркими, как «малыши». Фото: Александр Зайцев

– Вот и Капелло жаловался, что не видит футболистов для сборной. И Кириленко на днях сказал о том же, но в баскетболе…

– Мы человек пятьдесят специально перед чемпионатом посмотрели. Понимаете, в чём дело… Детских школ в стране стало гораздо меньше. Позакрывали в девяностые. Гандбол у нас живёт до Урала. Дальше – пустота. Ну пару ребят привезли ещё из Благовещенска и Красноярска. Тренеры работать не идут, потому что зарплаты маленькие, детей учить некому… А про футбол что говорить? У них песня одна. Вычитал тут, сколько они получают – чуть со стула не упал. Я такого футболиста не знал – Дядюн. А он получал 150 миллионов рублей в год! У меня просто в голове не укладывается… Зачем? К чему? А футболистов же много! В баскетбол тоже столько вложили – мама не горюй! Мы, если зарплаты озвучим… Футболисты и баскетболисты за такие пальчиком не пошевелят. Но она, по крайней мере, точно побольше, чем пенсия у бабушек.

Такую награду получит победитель чемпионата мира. Её разработали и изготовили московские мастера, с использованием только уральских материалов. Фото: Александр Зайцев

– В гандболе, значит, не разбогатеешь. Но парней-то вы нашли! Они все просто энтузиасты? Или продолжатели династий?

– По-разному… Сергей Горпишин – да, сын двукратного олимпийского чемпиона Вячеслава Горпишина, живёт он в Германии. Там это спорт номер два – после футбола. В каких дворцах у них гандболисты играют! 19 тысяч вмещает зал, мест нет, даже билета не купить. Абонементы на игры по наследству передаются! У нас на футбол где-то так ходят? Мы своих олимпийских чемпионов по гандболу в лицо не знаем. А немцы кидаются к ним, если кто-то в Германию приезжает. Олег Кулешов, который ещё недавно возглавлял мужскую сборную России, играл в своё время в «Магдебурге». Кадры с ним были в телевизионной заставке немецкой лиги. До этого он играл в Волгограде – у нас его никто не знал.

– Тогда вас должен удивлять сам факт того, что этот чемпионат проводится в городе, где нет профессионального гандбола…

– Мне было 17 лет, и я приезжал сюда ещё игроком в 1978 году… Тут всё было серое. Даже снег. И дома. Это сейчас у вас тут выстроили – европейский город! Тогда последний раз видел гандбол в Свердловске. Знаю, что сегодня есть любительская команда. И то вперёд! А для более серьёзных вещей нужны гандбольные школы, отделения. Даже если придёт дядя с деньжищами, привезёт игроков, без своих воспитанников всё равно никак. Я сейчас тренирую в Саратове – там команды не было пятнадцать лет. Потом школа заработала, дети начали что-то выигрывать, мы попали в «Финал четырёх» Кубка страны. Но профессиональная команда – это, как говорится, флаг на бане. Всегда должны быть доморощенные ребята!

– И каково всё-таки играть в городе, где подавляющая часть населения о гандболе только краем уха слышала, но не видела?

– В Греции играли – там люди не ходили вообще. А тут народ был и на наших играх, и на чужих, хотя бы человек по сто-двести. На матче с Бразилией тысячи под четыре набралось. То, что люди пришли, это удивительно! И ведь гандбол – намного круче, чем футбол. Тепло, комфортно, маленький зал, всё видно, голов много, борьба, контактный вид спорта, видно, как мужики бьются. Ну чем хуже биатлона, который просто раскрутили, и он сейчас с утра до вечера идёт? Теперь люди хотя бы поймут, что мы не дыню в ворота бросаем, как при мне однажды назвали гандбольный мяч. Наш вид спорта просто надо раскрутить! Тогда он популярным будет, и люди к нам потянутся.

– Не могу понять: так вы всё-таки рады тому, что побывали здесь? Вообще приняли участие с командой в чемпионате мира?

– Я не рвался работать со сборной. Меня попросили. Я тут, в Екатеринбурге, а моя саратовская команда сейчас – на сборах, к сезону готовится.

– Так это нормально. Тенденция времени. Слуцкого вон тоже попросили в сборной поработать. Не покидая при этом клуба.

– Я его знаю немного. Он же начинал в Волгограде, с команды «Олимпия». Бегал в команде, неваляшка такой. Попова вашего помню – пловца, который в Волгограде тренировался. Футболиста Веретенникова – он где-то тут родился, у нас за «Ротор» играл. Вот сколько общего! А насчёт того, рад или нет… Вот я учился в политехе. И мне по сопромату приснилось решение во сне. Я проснулся, пошёл и сдал зачёт перед Новым годом и такое испытал вдохновение! А тут – разочарование. Мы хотели выступить лучше. Если бы в восьмёрку хотя бы попали…

Областная газета Свердловской области