Чемпион едва не угодил на «губу»

1969 год. В этом сезоне левый защитник «Уралмаша» Валерий Войтенко (справа) и привлечёт внимание ЦСКА. Неизвестный фотограф

1969 год. В этом сезоне левый защитник «Уралмаша» Валерий Войтенко (справа) и привлечёт внимание ЦСКА. Неизвестный фотограф

Декабрь у ветерана свердловского футбола Валерия Войтенко частенько получается событийно насыщенным. Наш земляк по-прежнему остаётся в игре. Теперь уже как функционер и легенда. Именно в декабре он в своё время укрепил ряды московского ЦСКА, а через год после того стал чемпионом СССР.

Досье «ОГ»: Валерий Войтенко

  • Родился 7 января 1950 года в Свердловске
  •  Мастер спорта
  • Воспитанник ДЮСШ «Уралмаш» (первый тренер – Михаил Уласевич)
  • Левый защитник
  • Выступал за «Уралмаш» (265 матчей, 9 голов) и ЦСКА (25 игр)
  • Чемпион СССР-1970
  • Тренер, в том числе и главный, «Уралмаша»
  • В настоящее время – генеральный директор Союза Федерации футбола Урала и Западной Сибири.

(Фото: Александр Зайцев)

– Валерий Иванович, правда ли, что в армейской команде вы очутились вне призывных сроков?

– Конец декабря 1969 года. «Уралмаш» закончил сезон в высшей лиге. Прихожу однажды домой. Встречают родители: «Тебя военный ждёт». Честно говоря, сердце ёкнуло… Мне же было восемнадцать лет. Оказалось, из Москвы приехал Валентин Александрович Николаев, главный тренер ЦСКА. Пригласил меня в команду. Вернее, поставил условие. Езжай по-хорошему, а нет – просто заберём, и пройдёшь по всем армейским командам. Практика такая в самом деле была.

– За что армейцам, которые могли призывать на службу – и не только футбольную – любого игрока, приглянулись именно вы?

– Тогда не было агентов. Тренеры сами присматривали игроков. Может, и меня увидели в «Уралмаше». Хотя, скорее даже, в сборной РСФСР. В конце 69-го девять человек из команды «Уралмаш» по­ехали в её составе в Африку и весьма успешно выступили. В сборной как раз был игрок из ЦСКА. Думаю, он и посоветовал меня пригласить.

ЦСКА тогда был базовой командой сборной СССР. В её составе – четыре игрока обороны клуба: Юрий Истомин, Альберт Шестернёв, Владимир Капличный, Валентин Афонин.

– Раз уж речь идёт о команде армейской… Не было там дедовщины?

– В ЦСКА многое решал Шестернёв, капитан и команды, и сборной. Личностные качества – великолепные. Он умел найти подход к игрокам. А рядом с ним футболисты с такими же качествами – Владимир Поликарпов, Владимир Федотов. Коренные армейцы. Эти люди не допускали дедовщины. Всё зависело от твоих игровых качеств и отношения к подготовке. Вокруг этих людей коллектив и формировался.

– Можно ли такую сплочённость назвать одной из главных составляющих успешного сезона?

– Безусловно. Где-то в августе 70-го два коллектива московских – «Динамо» и ЦСКА – оторвались от преследователей. И тогда Шестернёв собрал команду – сам, без руководства – и мы по душам поговорили. В жизни бывает один шанс, и его надо использовать. Хотим стать чемпионами СССР – давайте готовиться, сражаться за чемпионское звание. И вплоть до последнего тура мы сохраняли боевой настрой. Но случилось так, что «Динамо» и ЦСКА набрали одинаковое количество очков…

– Тогда-то и состоялись вошедшие в историю дополнительные матчи на нейтральном стадионе…

– Да. Аж в декабре, потому что сборная СССР уехала в турне. А там половина игроков ЦСКА и часть – московского «Динамо». Полей с подогревом не было. Где можно в декабре сыграть? Только на юге. В Ташкенте было поле хорошее. Мне тогда выйти не довелось, но я со скамейки чувствовал напряжение. 0:0 в первом матче. На следующий день назначили второй. И там уже к перерыву мы проигрывали 1:3. Но потом сделали невозможное. Сумели забить три гола. Выиграли – 4:3! Представляете эмоции?

– Их, наверное, добавили и трибуны. 100 000 зрителей на двух играх.

– Ажиотаж – страшный. И поддержка – сумасшедшая. В Ташкенте любили и ЦСКА, и «Динамо» московское. Когда мы победили, ещё и в такой драматичной игре, все приветствовали нас. В раздевалке поздравили руководители республики, военные.

В Ташкенте мы задержались. Билеты заказывали на одну дату – никто не думал, что будет ещё второй матч – потом переделывали на другую. Вот тут «Динамо» опередило ЦСКА, их команда улетела сразу после игры. А мы следующего рейса ждали, тогда ведь чартеров не заказывали.

Дня через три-четыре, уже в Москве, нам вручили медали. До этого побывали у министра обороны Гречко. Такое событие: футболисты армейского клуба выиграли золотые медали! Чуть ли не весь генералитет собрался.

– А воинское звание футболистам не полагалось?

– В той команде все были офицерами. Им присвоили очередные звания. Рядовых было двое – я и Николай Долгов. Новички. Я не собирался оставаться в армии. Но меня заставили подписать рапорт и присвоили младшего лейтенанта.

После награждения я улетел в Свердловск – ещё рядовым. Мне выдали предписание: отметиться там в комиссариате. Прихожу, одет в дублёнку, подаю документ. На вахте майор вроде сидел. «Рядовой, почему в таком виде?» Куда-то убежал. Возвращается с подполковником. «Смирно! Почему без формы? На гауптвахту отправлю!» Да вы разберитесь, говорю. «Я из ЦСКА. Мы тут чемпионами стали…» Пауза. «Чемпион? Тем более надо быть в форме! Мы бы вас по казармам провели, всем показали». В итоге поставили мне печати в командировку. С пометкой: «Прибыл в комиссариат в гражданской одежде».

У меня военной формы и не было. Когда пошли на приём к министру обороны, нам с Долговым её выдали. И вот мы примеряли всё это, что-то там подделывали. Погоны пришивали. А после приёма повесили в общаге, и я свою больше не видел.

– Ваше достижение в союзные времена повторил лишь один свердловский футболист – Виктор Шишкин. В интервью нашей газете он подколол вас: «Да, мы оба выигрывали чемпионат… Но у меня-то ещё бронзовая медаль есть!»

– Я рад за него! Ему повезло. Он уехал тогда в Минск. И это был его второй заход в команду. Сначала-то он уезжал в московский «Локомотив». В Минске и выиграл сперва золото, а потом – бронзу. Мы дружим и общаемся. Когда он приезжает из Москвы, встречаемся. И я у него бывал.

– Зато никто, ни при каких обстоятельствах не отберёт у вас титул первого чемпиона Советского Союза по футболу с Урала.

– Мне это льстит, конечно. Так в жизни сошлось, что я и в юношескую сборную попал первым из-за Уральского хребта. Это ещё в 1968 году…

– Валерий Иванович, почти всю карьеру вы провели в «Уралмаше», лишь два сезона – в ЦСКА, но стали чемпионом. Судьба?

– Везение. К 70-му в ЦСКА сложился коллектив под решение серьёзной задачи. Начинал-то его собирать Всеволод Михайлович Бобров. Он до этого два или три года работал с командой. А в конце 69-го пришёл Николаев и сумел использовать всё лучшее, добавив и что-то своё. Интересное совпадение, кстати: Николаев потом, как и Леонид Слуцкий сейчас, возглавлял и ЦСКА, и национальную сборную.

Валерий Войтенко (справа) в единоборстве с Юрием Сёминым, ныне одним из лучших тренеров России. Неизвестный фотограф

Чемпионаты тех лет были очень сильные… «Динамо» из Киева, Тбилиси и Минска, ереванский «Арарат», «Нефтчи» (Баку). Столько имён! С нынешним чемпионатом и не сравнить. Приятно вспоминать не только товарищей по команде, но и тех, против кого играл. Особенно крайних нападающих. Пузач из киевского «Динамо», Иштоян из Еревана. Даже с Метревели один раз встретился в Тбилиси. Эштреков из московского «Динамо». Понимаете, против каких крайних нападающих мне посчастливилось сыграть? Такое не забывается…

Областная газета Свердловской области