Шлем как второе сердце

Погоню за Дмитрием Хомицевичем (№ 919) соперники не раз заканчивали в соломе, которой набиты мешки вдоль трассы. Фото: Международная мотоциклетная федерация

Погоню за Дмитрием Хомицевичем (№ 919) соперники не раз заканчивали в соломе, которой набиты мешки вдоль трассы. Фото: Международная мотоциклетная федерация

  • Опубликовано в №051 от 25.03.2016

Российские гонщики составили пятёрку лидеров в личном зачёте по итогам чемпионата мира по спидвею. Впервые высший титул завоевал спортсмен из Каменска-Уральского Дмитрий Хомицевич. Победу он добыл в Германии, на десятом - «крайнем» - этапе состязаний по мотогонкам на льду. «ОГ» дозвонилась до чемпиона, который несколько часов промаялся в микроавтобусе на границе.

Медали личных чемпионатов мира

СтранаЗолото  Серебро БронзаВсего
СССР/СНГ/ Россия444035119
Швеция44513
Чехия2349
Финляндия1113
Германия 246
Австрия 123

Последний раз зарубежный гонщик попал на пьедестал личного чемпионата мира по спидвею в 2009 году, а выиграл – в 2002-м.

- Не мы одни весь сезон путешествуем. Другие участники чемпионата мира тоже между этапами на автобусе передвигаются. Летать дороже - у нас же мотоциклы, запчасти, техника. Сейчас вот этап в Инцеле прошёл. С мотоцикла слез, передохнули с командой - и снова за руль, теперь уже своего микроавтобуса. Двое суток в пути от Германии до Москвы. Конечно, меняемся, но всё равно тяжко. Ещё на границе четыре часа простояли. Нигде зелёный свет не дают. Никогда. Даже не смотрят, что спортсмен, чемпион мира. Наоборот, всё проверяют, наизнанку выворачивают. Пограничники считают: раз ты спортсмен, значит, нелегально что-то везёшь.

- Дмитрий, это же бытовые мелочи, которые не могут затмить ваш головокружительный успех?

- Я долго шёл к победе в личном чемпионате мира. Серебро, пять бронзовых медалей. Поэтому могу сказать, что успех головокружительный. Тем более мы ездим по кругу, причём, если знаете, против часовой стрелки. Мотоциклы наклоняем до упора, льда касаемся, удерживаемся на шипованых колёсах. Тут, помимо всего остального, надо хороший вестибулярный аппарат, у нас он натренированный. Давно занимаемся своим делом.

После финала Дмитрий Хомицевич искусал медаль, расцеловал лёд и поблагодарил мотоцикл. Фото: Международная мотоциклетная федерация

- Вы после награждения буквально искусали золотую медаль и расцеловали лёд. Не примёрзли?

- Там не так холодно. Заливщики льда регулируют его температуру. Холодильники специальные работают. Это в России, как лёд замёрз, так его и оставляют... Медаль жёсткая, но съедобная. Моя самая вкусная победа! После каждого заезда разговаривал с мотоциклом, старался найти общий язык, гладил. К шлему тоже отношусь бережно. Он же у меня один. Не три-четыре, как у некоторых гонщиков. И стоит до сорока тысяч рублей. Хотя не в деньгах дело. С чем бы сравнить... Шлем как второе сердце. Сколько раз он выручал, спасал при столкновениях, падениях. Шлем должен быть очень прочным. Как и остальные элементы экипировки на теле.

- Предпочитаете всегда быть лидером, чтобы не глотать выхлопные газы от других мотоциклов?

- Просто я очень хочу выигрывать. Гарь не замечаю. На закрытых стадионах мощные вытяжки, а на воздухе само всё исчезает. Ледовая крошка тоже особо не мешает. В Европе она мало вылетает, это у нас лёд жёсткий. Можно ездить с защитными фильтрами. Плёнки такие на шлеме, они легко отрываются. Допустим, восемь прямых участков. Можно срывать плёнку хоть на каждом, но будешь терять по секунде. Поэтому езжу в очках.

- Интригу вы, конечно, закрутили на последнем этапе, когда рано заехали на стартовую линию...

- Тронулся до того, как загорелся разрешённый сигнал. Нервы сыграли. Шевелиться вообще нельзя было. Судьи меня дисквалифицировали. Я не боялся, что все усилия пропадут зря, но расстроился, что очки потерял. На следующий день наверстал, в итоговом зачёте сезона обошёл Дмитрия Колтакова на один балл! Смысл переживать раньше времени? Страха у гонщика быть не должно. Когда выезжаешь на лёд, всё забываешь. После финиша абсолютно не помнишь, что было. Потом увидишь фотографии: вот это борьба! Здесь сам чуть не вылетел, там едва не зацепили, тут шипы чужого мотоцикла в сантиметрах от ноги или руки мелькнули.

- «Колючий» всё-таки вид спорта, можно ведь соперника буквально «порезать» или «распилить».

- Да, у нас именно так и говорят. Шипы высотой сорок пять миллиметров, и на двадцать семь они торчат наружу - прямо из покрышки. Травмоопасный вид спорта. Были и на прошедшем этапе столкновения, падения. Если слышали, гонщиков в спидвее называют "гладиаторами без тормозов". Потому что мы бьёмся. И тормозов у наших мотоциклов в самом деле нет. У нас своя, особая, техника остановки: газ надо вовремя закрывать.

Досье «ОГ»: Дмитрий Хомицевич.

Родился 18 октября 1985 года в Каменске-Уральском. Мотоспортом увлёкся в шесть лет. Чемпион мира, серебряный и 5-кратный бронзовый призёр в личном зачёте; пять раз побеждал в командных гонках.

- Дмитрий, правда, что после такой победы гонщик мысленно прокручивает весь пройденный до неё путь?

- Ну-у... По крайней мере, я ещё помню, как мы со старшим братом убирали лопатами снег на замёрзшем болоте, возле озера, чтобы погонять по кругу. Было такое пару раз, когда возникали проблемы с тренировками. Лучше, конечно, на стадионе гоняться, на озере профессионалом точно не станешь. Старший брат, чемпион мира по мотогонкам на льду, меня в этот вид спорта и подтянул, а его - отец. Так что семейный подряд у нас. Мотокроссом, на земле, всерьёз никогда не увлекался. Естественно, катаюсь и летом, но только для тренировки, когда готовлюсь к зимнему сезону. Уверен: нельзя быть чемпионом мира в двух видах. Моя стихия — лёд.

Комментарии

Виталий Хомицевич, старший брат Дмитрия, чемпион мира, заслуженный мастер спорта:

- Смотрел решающие заезды дома, за компьютером, очень переживал. На свободной тренировке Дмитрий упал, повредил шею и коленный сустав. Я не знал, как это скажется в первый соревновательный день. Но он справился. Выиграл свои заезды, опередил соперников. Все они из России, в том числе чемпион мира прошлого года. Я выдохнул. Но в финале Дима наехал на стартовую линию, получил дисквалификацию - все его очки "сгорели"! В крайний день борьба началась заново, Дима снова выстоял. Знаю, что он сейчас переживает. Я сам в 2003 году становился чемпионом мира в личном зачёте, но год спустя это звание не удержал. Теперь это его задача.

Сергей Щербинин, директор Центра технических видов спорта Свердловской области:

- Человек шёл к успеху шесть лет. Из всех наград не хватало лишь золота в личном зачёте чемпионата мира. В прошлом году ему исполнилось 30 лет. Когда выигрывать, если не сейчас? Молодёжь подпирает на подиуме. К сезону он подошёл со всей серьёзностью. Готовиться начал очень рано, с августа. Привлёк новых специалистов. Папа - в прошлом мотогонщик, тренер с богатейшим опытом - ему помогал. Они перенастроили технику. И ехал Дмитрий по-новому. Не то чтобы зло... По-спортивному агрессивно. На решающих стартах в Германии грамотно разложил силы. Как пасьянс. Конечно, боролся, но так, чтобы не упасть. Ну, всё просчитал наперёд!

Областная газета Свердловской области