Возьмите с полки пряник

«Майская велопрогулка» около десяти лет назад отделилась от пешей акции «Майская прогулка». Акция набрала популярность, велосипедисты стали мешать пешеходам – и наоборот. Фото: vk.com

«Майская велопрогулка» около десяти лет назад отделилась от пешей акции «Майская прогулка». Акция набрала популярность, велосипедисты стали мешать пешеходам – и наоборот. Фото: vk.com

  • Опубликовано в №095 от 31.05.2016

В эти выходные прошла «Майская велопрогулка», в которой приняли участие более 10 тысяч свердловчан. Глядя на эти цифры, невольно задаёшься вопросом: что же привлекает людей, которые выстаивают большие очереди, чтобы толпой проехать или пройти намеченный маршрут? Разобраться в популярности этого явления мы попытались с организатором «Майской велопрогулки» Виталием Мельниковым.

Уже семь лет массовая велопрогулка – абсолютно самостоятельное явление. Но в этом году за организацию взялась… Федерация лыжных гонок Свердловской области.

– У нашей Федерации есть опыт проведения массовых мероприятий – в первую очередь речь идёт о «Лыжне России», – рассказывает Виталий Мельников. – Когда стало ясно, что в велопрогулке участвует очень большое количество людей, решили подключить наши силы.

Организация

Но на «пятёрку» в организации велопрогулки не удалось отработать даже Федерации лыжных гонок, об этом говорят многочисленные отзывы в соцсетях. Андрей Пермяков, который участвовал в прогулке впервые, оставил на «Фейсбуке» следующий отзыв:

«Толпа велосипедистов – страшная вещь. Раньше я не обращал внимание на велокритиков, а теперь, ох как с ними согласен. Сначала – часовая очередь на регистрацию, где стоящие сзади иногда норовят вытереть свои колеса о твои штаны. Затем – некоторые обгоняют на узкой лесной дороге, где едва могут разъехаться два велосипеда. Из плюсов: неплохие маршруты. Девушки красивые (впору было устраивать конкурс «Мисс велоспина»). В остальном – ехать по таким дорогам лучше в менее загруженный день».

Виталий Мельников с отзывом согласен:

– Большой минус, за которой я бы поставил нам «четвёрку», а не «пятёрку» – это очереди на регистрации. Мы привыкли к спортивным мероприятиям, где люди более дисциплинированны. А в этот раз один велосипедист, старт которого был в 8.00, пришёл в 6.50, а многие, наоборот, опаздывали к своему заезду. Если бы участники приходили вовремя, то минимум трети этой очереди бы не было. Мы подготовили восемь коридоров для регистрации, 24 волонтёра помогали участникам, но 10 тысяч человек мы всё-таки не смогли зарегистрировать должным образом… Мы сделали выводы. А что на трассе было тесно – это правда. Дело в том, что треть маршрутов проходит в одном и том же месте. И было минимум два контрольных пункта, где сходились все три дистанции. Это сделано, чтобы минимизировать затраты.

Цена вопроса

Многие массовые мероприятия требуют от участников денежных взносов. Всегда находятся люди, которые задаются вопросом: а оправданы ли оказались их расходы? Пишет Лев Муравьёв в сети «ВКонтакте»: «Я не увидел ничего, что бы тянуло на заплаченные 200 р. Нет страховки от несчастного случая; на КП не видел врачей; на финише – нет традиционного чая с пряниками; гораздо более дешёвый значок; вся работа системы электронной регистрации провалена».

Организаторы велопрогулки объясняют, что в силу экономической ситуации в этом году себестоимость таких мероприятий резко подскочила: нет такого количества спонсоров, как раньше, нет значительной поддержки из бюджета.

– На мой взгляд, было неправильным поднимать цену на пешую прогулку в два с лишним раза, – продолжает Виталий Мельников. – От 100 рублей она подскочила до 250… Мы же поставили задачу: не поднять взнос более чем в два раза. Мы провели развлекательную программу, которая продолжалась до 9 вечера. Ведь многие идут на такие мероприятия именно за атмосферой.

Атмосфера – это, конечно, хорошо, но люди хотят, чтобы их за 200 рублей и покормили, и красивый значок подарили, и комфортные условия создали…

Зачем всё это?

Возникает закономерный вопрос: для чего участники акции вообще приходят на эти массовые мероприятия – соревновательный момент здесь исключён, а если хочешь покататься на велосипеде, да ещё и в комфорте, и чтобы было не тесно – так езжай один, собственным маршрутом, и обойдётся это абсолютно бесплатно. Но люди ворчат-ворчат, а едут вместе. В чём же тут дело? Многие уверены – дело в моде. Вот отзыв одной из участниц пешей прогулки Юлии Козловой, оставленный в социальных сетях: «Я зря что ли потратила 200 рублей! Я не сфоткалась с медведем, белкой, лисой*… Даже хот-догов на 4 КП не было. Больше нет желания идти на майскую прогулку…»

* речь идёт о ростовых куклах

Как говорится, участникам хотелось «хлеба и зрелищ» – эффектных фото и хот-догов с пряниками (а их ещё и не дают!). Но не спорта…

Конечно, так воспринимают акцию далеко не все, но даже сами организаторы соглашаются, что пока участие в подобных мероприятиях – дань моде.

– В первую очередь сегодня это модно, – подтверждает Виталий Мельников. – У нас в стране бум бега и велогонок. Я прогуливался вдоль очереди на регистрацию, и это, конечно, немного другой контингент, нежели, скажем, на лыжных марафонах в Швеции, где на дистанции тоже тесно, но куда люди идут за атмосферой и не выплёскивают негатив друг на друга и на организаторов. Нам пока до этого далеко. Нам всем есть над чем работать.

Областная газета Свердловской области