Исчадие WADA

Фото: rsvpu.ru

Фото: rsvpu.ru

  • Опубликовано в №109 от 21.06.2016

Сегодня Международный олимпийский комитет (МОК) может рассмотреть вопрос о полном отстранении российских спортсменов от участия в открывающейся через полтора месяца летней Олимпиаде. Ранее МОК одобрил решение Международной ассоциации легкоатлетических федераций (ИААФ) не снимать дисквалификацию с Всероссийской федерации лёгкой атлетики (ВФЛА), то есть фактически не допускать сборную России по лёгкой атлетике к участию в Играх-2016.

Комментарий

Леонид Рапопорт, министр физической культуры, спорта и молодёжной политики Свердловской области:

– На мой взгляд, это вопрос о дискриминации наших спортсменов. Олимпиада – это цель, мечта, смысл жизни. Это победа над собой, это представление родной страны и области… Такого прецедента ещё не было. Мы наблюдаем отношение к российскому спорту. А спорт – вне политики. Я всей душой за спортсменов и тренеров. Мы внимательно рассмотрим каждый отдельный случай – надо понимать, что многие из них планировали свою жизнь, подстраиваясь под Олимпиаду. Конечно, каждому сейчас нужна поддержка. Я пока не могу говорить о финансовой помощи, но знаки внимания и поддержку постараемся оказать каждому.

До сих пор самым громким было, пожалуй, отстранение сборной Болгарии по тяжёлой атлетике от участия в Олимпиаде-2008 – допинг обнаружился у одиннадцати спортсменов. Тогда тоже пострадали все, а не только попавшиеся на допинге, но есть и отличие – решение принимал болгарский НОК, а не международная федерация.

Тем не менее нынешнее отстранение всей сборной России по лёгкой атлетике не имеет аналогов по масштабу и скандальности. В Играх-2012 участвовали 94 российских легкоатлета, а в нынешней Олимпиаде теоретически могло быть примерно столько же. И большинство из них – претенденты минимум на медаль. Что касается скандальности, то главное недоумение вызывает то, что прицельный огонь из всех орудий вёлся только по одной стране. В роли выстрела «Авроры» в декабре 2014 года выступил документальный фильм, показанный на немецком «Первом канале» («Das Erste»), и с тех пор понеслось – то мельдоний, то коррупция в высших эшелонах легкоатлетической власти, то разоблачения беглого борца с допингом Григория Родченкова. А кто-нибудь может сейчас вспомнить, какие последствия имело, например, опубликованное весной этого года британским таблоидом «Санди таймс» признание тамошнего доктора Майка Бонара в том, что он лично выписывал запрещённые препараты 150 спортсменам?

28-летний уральский стайер Андрей Минжулин доказал свою невиновность, но, как и все российские легкоатлеты, всё равно лишился самого важного спортивного старта в своей жизни. Фото: vk.com

Отдельная тема – реакция наших спортсменов, тренеров и чиновников на непрекращающиеся обвинения. В интервью «ОГ» фигурант немецкого телефильма тренер Владимир Казаринов обещал подать в суд на немецких журналистов, однако затем передумал. Иск подали ВФЛА и бывший президент Валентин Балахничёв. С тех пор прошло более года, об итогах рассмотрения этих исков, если бы они были, мы бы наверняка узнали. Министр спорта России Виталий Мутко, которого также в неприглядном контексте упоминают немецкие журналисты, давно уже избрал в качестве реакции на все обвинения толстовский метод непротивления злу насилием. Либо со всем соглашался, либо отделывался фразами типа «не обязаны мы на это реагировать». Почему-то только совсем недавно были возбуждены уголовные дела против экс-главы московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова (обо всех своих и чужих проступках он сейчас сам подробно вещает из-за океана – успевай записывай) и того же Балахничёва.

В беседе с корреспондентом «ОГ» наш легкоатлет Андрей Минжулин рассказал о том, что чётко руководствовался инструкцией, где написано – мельдоний выводится из организма за 3–6 часов. После того как выяснили, что его следы сохраняются несколько месяцев, кто-нибудь догадался призвать к ответу автора этой липовой инструкции?

Не исключено, что принципиальное решение в любом случае не пускать российских легкоатлетов в Рио-де-Жанейро было принято уже тогда, а вся последующая эпопея со «списком добрых дел», которые нужно сделать, чтобы заслужить прощение – формальное соблюдение протокола. Совет ИААФ решил, что ВФЛА недостаточно очистилась. Ему виднее. Хотя очистилась ли сама ИААФ, чей недавно избранный президент Себастьян Кроу подозревается в коррупции? Вот уж действительно: а судьи кто?!

Это было к вопросу «Кто виноват?» Теперь – куда более важный. Что делать?

– Спортивным решение Международной федерации лёгкой атлетики сложно назвать, правовым – точно нельзя, – комментирует председатель Ассоциации юристов России, депутат Госдумы России Павел Крашенинников. – Потому что не только в российском, но и в международном праве нет понятия коллективной ответственности. Коллективная ответственность означает презумпцию виновности для всех, независимо от вины. С этой точки зрения здесь ни спортивного, ни правового ничего нет. Здесь либо политические, либо какие-то ещё вещи, с которыми нужно бороться с точки зрения прав человека. Я не ожидал, что в XXI веке возможна такая варварская ситуация. 21 июня будет заседание Олимпийского комитета, эта структура выше, я надеюсь, что его доброе имя сохранится. Олимпийское движение всегда было вне политики, вне правового беспредела. Можно обратиться в специальный суд и заниматься этим крючкотворством с точки зрения всяких олимпийских регламентов соответствующих федераций, но здесь я бы рассматривал ситуацию с точки зрения защиты прав человека. Нарушены базовые принципы, и здесь возможны не только спортивные суды, но и суды общей юрисдикции. По поводу защиты своих гражданских прав – безусловно, спортсмены могут подавать иски.

… Впрочем, о желании подать иск в суд по правам человека заявила только Елена Исинбаева. Остальные пока молчат. Впрочем, все свердловские легкоатлеты единогласно готовы поддержать любой коллективный иск – в том числе, если это сделает Исинбаева.

К слову, она, а также прыгун Андрей Сильнов, отказались от возможности выступить на Играх под флагом МОК. То, что российского флага на соревнованиях по лёгкой атлетике не будет – вопрос решённый. Будет ли он вообще на аренах Рио-де-Жанейро – узнаем сегодня.

Мнения

Вчера в Чебоксарах стартовал чемпионат России по лёгкой атлетике. По итогам этого старта должен был сформироваться окончательный состав сборной России для участия в Играх...

Андрей Минжулин, чемпион России в беге на 5 000 метров:

– За последние полгода произошло много событий, и каждое из них – звено одной цепи. Началось всё с громкой истории про милдронат, в которой оказался замешан и я. C 1 января употребление этого препарата – нарушение правил. В инструкции к препарату чётко написано, что «период полувыведения (...) может составлять от трёх до шести часов». Лично я прекратил приём препарата в ноябре. Через сто дней допинг-проба показала его незначительную концентрацию. Но моё честное имя уже восстановлено – я получил документы о том, что ко мне не будут применяться никакие меры.

Как только этот конфликт немного утих, потому что большинство спортсменов правил не нарушали, тут же возник фильм. Едва обсуждение фильма, в котором нет никаких доказательств, кончилось, стали зачем-то вскрывать допинг-пробы прошлых Игр и чемпионатов мира. Таким образом, постоянно подливали масла в огонь и не давали теме уйти из мировой повестки. К моменту оглашения решения сформировалось общее впечатление о ситуации с допингом в нашей стране.

Когда в ноябре впервые российских легкоатлетов отстранили из-за мельдония, Всероссийской федерации лёгкой атлетики был представлен список критериев, составленный Международной федерацией. Каждый из этих критериев был выполнен, и федерация об этом отчиталась. Ответ ИААФ был примерно таким – вы, конечно, неплохо потрудились, но этого недостаточно. Но вот что нужно сделать ещё, Международная федерация ответить не смогла.

Теперь о нашумевшем докладе ВАДА, который появился 15 июня. Я внимательно его изучил и могу сказать, что в докладе ВАДА – сплошная вода. Было взято 2 947 допинг-теста (с 18 ноября 2015 по 29 мая 2016 года. – Прим. «ОГ»). Допинг обнаружен в 52 случаях, из них 49 случаев – это мельдоний, но я уже отметил, какая с ним произошла ситуация. Сейчас выясняется, что концентрация мельдония в этих пробах значительно ниже допустимой, то есть является остаточной, но кого это волнует? Ещё два случая – это стероиды, один – вещество, которое содержится в каплях для носа. Получается, фактически за полгода выявлено три случая...

Юлия Пидлужная, чемпионка России, призёр чемпионата Европы, чемпионка Универсиады по прыжкам в длину:

– Честно сказать, я была готова к такому раскладу. Сейчас нахожусь на чемпионате России, уже сегодня квалификация (интервью записано 20 июня. – Прим. «ОГ»). Настроение у меня боевое, хочу показать свой результат. Расстроена ли я? Конечно, да. Но от меня эта ситуация не зависит – я своё дело делаю, прыгаю. С тем, что произошло, должны разбираться другие люди – наши начальники. Я не могу судить, что они делали правильно, что неправильно. Я читаю газеты, Интернет, но, думаю, в этой истории может быть и то, чего мы не знаем. Я доверяю нашему начальству, а дальше – будь, что будет. Как говорится, в жизни никто справедливости не обещал… Мы ещё надеемся, что на совещании 21 июня в Лозанне всё-таки наше положение изменится в лучшую сторону. Я хочу поддержать всех спортсменов, которые будут вместе со мной выступать на чемпионате. Мы – вместе, мы все – одна команда, справимся. Если же и после совещания ничего не изменится, тогда мы будем думать. После стартов приеду домой, поговорю с семьёй, будем решать, что дальше делать. А пока просто нет смысла распыляться – идёт старт.

Областная газета Свердловской области