Конец олимпийского цикла

Современное олимпийское движение всё больше напоминает непрочный замок из песка. Фото: s-bc.ru

Современное олимпийское движение всё больше напоминает непрочный замок из песка. Фото: s-bc.ru

  • Опубликовано в №135 от 27.07.2016

Признаюсь честно, я не считаю, затаив дыхание, дни до открытия Олимпиады в Рио-де-Жанейро. И это никак не связано с тем абсурдом, который общими силами создали международные и российские чиновники от спорта.

Система или разгильдяйство?

Для кого-то Олимпиада до сих пор ассоциируется со слезами фигуристки Ирины Родниной на золотом пьедестале в Лейк-Плэсиде и обаятельным олимпийским Мишкой, взлетающим на воздушных шарах над Лужниками. Но это уже прекрасная история. Современные Игры — это второй комплект золотых медалей для занявших второе место канадских фигуристов, это дисквалификация за употребление бромантана лыжницы Любови Егоровой (что любопытно, это не помешало ей сохранить не только все шесть золотых олимпийских медалей, но и звание Героя России, почётного гражданина родного Северска и Санкт-Петербурга — это к вопросу о том, что наше государство и общество категорически против допинга). Дальше — больше. Справочники по истории последующих Олимпиад можно смело отправлять в мусорное ведро, потому что мочу победителей и призёров до сих пор исследуют при помощи всё более совершенных методик, в результате расстановка на пьедестале постоянно переписывается как в романе Джорджа Оруэлла.

Сообщения о подготовке к предстоящей Олимпиаде в Рио-де-Жанейро, если честно, уже перестают удивлять или возмущать. С какого-то момента мне стало уже не интересно прослеживать логическую цепочку — кто кого в чём обвинил, кто и где что опротестовал, кому разрешили, а кому и почему запретили участвовать в соревнованиях, которые больше по инерции называют «крупнейшими стартами четырёхлетия». И для меня в этой истории нет однозначно правых и виноватых. Комиссия ВАДА не смогла внятно и убедительно доказать, что допинговые нарушения в России поддерживаются на государственном уровне и имеют системный характер (чем, собственно, и объясняется массированный удар по российскому спорту в целом). Но даже если применение допинга в нашей стране не система, то без банального разгильдяйства тут точно не обходится. Если, даже зная о драконовских правилах, спортсменка, уже выступающая на высоком уровне, лечит свой хронический гайморит лекарством, выписанным в районной поликлинике… Извините, но, видимо, для участия, а тем более побед на Олимпиадах надо не только быстро плавать, но и иметь голову на плечах.

Да и наше спортивное начальство явило миру тотальную профнепригодность. Шум по поводу мельдония надо было поднимать год назад, когда его только собирались включать в список ВАДА. Тогда надо было бить в колокола, обращаться во все инстанции — в суды, в ООН и к папе римскому. Но все промолчали и начали протестовать только тогда, когда лавина дисквалификаций накрыла с головой. И независимую комиссию по допингу надо было создавать не за день до обнародования решения МОК по допуску России на Олимпиаду-2016, что выглядит как издевательство над здравым смыслом, а ещё несколько лет назад. В общем, если не саму Олимпиаду, то подготовку к ней наши спортивные чиновники провалили с треском.

МОК вырастил монстра

Но, повторюсь, в этой ситуации нет победителей. Само олимпийское движение в его нынешнем виде зашло в тупик. И дело даже не в том, допустят в Рио-де-Жанейро хоть кого-то из российских спортсменов (вчера говорилось о том, что МОК оставит только 40 атлетов из России). Иезуитство момента состоит в том, что Международный олимпийский комитет, чтобы спастись от гибели, решительно взялся бороться с допингом, но похоронит его, как оказалось, не сам допинг, которого так боялись, а… борьба с ним. Барон де Кубертен придумывал сто с лишним лет назад совсем другое мероприятие — некую, говоря современным языком, светскую тусовку без галстуков, где состоятельные господа из разных стран будут развлекаться, соревнуясь друг с другом в своих физических умениях. Разумеется, не было тогда ни пресловутого параллельного зачёта, ни премиальных от государства — кто мог себе позволить, тот ехал в Афины, Париж или Лондон. И знаменитый кубертеновский лозунг «главное не победа, а участие» — это про те, столетней давности, Олимпиады. Сейчас он уже воспринимается по смыслу где-то сродни анекдотическому «если не догоню — так хоть согреюсь». Только участие — это уже удел лузеров, а настоящие герои должны стремиться только к победе — для себя, для страны.

А ведь в Олимпийской хартии чёрным по белому написано, что Игры — это соревнования между атлетами, а не странами. Какое-то время назад при подсчёте медалей ещё делалась оговорка, что командный зачёт — не-официальный, но все страны, считающие себя спортивными державами, тем не менее из кожи вон лезут, чтобы доказать, что они самые-самые. Современные спортсмены стали уже сродни представителям другой идеологизированной отрасли — космонавтики. И там и там идёт исследование пределов человеческих возможностей при поддержке различных технологий, в том числе и медицинских. Пример с мельдонием — прекрасное доказательство того, что и список ВАДА — не истина в последней инстанции. И только очень узкий круг специалистов знает, сколько ещё новейших фармакологических разработок активно и легально используются только потому, что их ещё не успели запретить. Победить этого дракона сегодня уже невозможно. Разве что оставить, как во времена Пьера де Кубертена, спорт уделом состоятельных людей, которые будут заниматься спортом не за деньги, а для собственного удовольствия. Другой вариант — наплевать на бессмысленную войну с допингом и с любопытством наблюдать за битвами фармакологических киборгов.

Мне очень нравится фраза «спорт — современный заменитель войны». Да, действительно, в истории человечества был некий отрезок, когда жажду соперничества реализовывали не на поле брани, а на спортивных площадках, там же выплёскивали ту агрессию, которая у всякого живого существа накапливается и требует выхода. К сожалению, то, что происходит сейчас во всём мире, свидетельствует о том, что спорт с этой задачей справляться перестал. То ли как раз потому, что сам спорт сильно изменился за последнее время, то ли уровень агрессии стал слишком велик. Фраза «О, спорт, ты — мир!» и колбаса за 2.20 ушли в прошлое. МОК вырастил своими руками монстра — ВАДА. И сожрав российских олимпийцев, он уже не успокоится, пока не сожрёт и сам МОК.

Кстати

Что не может не радовать, так это решение МОК не допускать к участию в Играх бегунью Юлию Степанову, поскольку автоматически исключены все россияне, так или иначе имевшие проблемы с допингом. Герой она или предатель — покажет время, ну а пока доносчику первый кнут.

Областная газета Свердловской области