История транспорта глазами дизайнеров

Популярная модель мотоцикла «Урал-соло» выпускается  на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1993 года. Фото: Александр Исаков

Популярная модель мотоцикла «Урал-соло» выпускается на Ирбитском мотоциклетном заводе с 1993 года. Фото: Александр Исаков

  • Опубликовано в №141 от 04.08.2016

В екатеринбургском музее архитектуры и дизайна проходит выставка «Вело Паро Авто Мото», посвящённая истории транспортного дизайна на Урале. Экспозиция состоит из четырёх частей, каждая из которых отражает этапы развития транспорта на Урале и составляет символическое единство выставки, образуя колесо.

Экспонаты акцентируют внимание зрителя не на техническом аспекте уральской транспортной промышленности, а на становлении и развитии самобытного транспортного дизайна — важной части городской среды и уральской идентичности. «Сухопутный пароход» Черепановых открывает историю российского железнодорожного транспорта. Двадцатый век представлен автомобилями и капотными автобусами Курганского завода. Принёс Уралу мировую известность и Челябинский завод, выпускавший тракторы и мотоциклы. Конечно, не забыли и про Ирбитский мотоциклетный завод, который до сих пор остаётся единственным в России предприятием по выпуску тяжёлых мотоциклов.

Заключительная часть экспозиции посвящена современному транспортному дизайну. Здесь представлены макеты, изготовленые студентами кафедры индустриального дизайна Уральского государственного архитектурно-художественного университета, — большинство так и не было реализовано.

— У нас организация производства очень замедленна, — рассказывает куратор проектов музея архитектуры и дизайна УрГАХУ Ольга Колбина. — Много интересных проектов, но они настолько медленно реализуются, что становятся неактуальными. Нужно стимулировать студентов — чтобы у них был реальный выход на производство, а не иллюзия действий. Мы хотим завязать диалог — с городом, с предприятиями, чтобы интересные проекты не останавливались на уровне макетов.

В центре экспозиции представлена карта современного транспортного машиностроения, при взгляде на которую становится ясно — всё, что нужно Уралу, производится у нас — вагоны, автомобили, автобусы, мотоциклы и дорожно-строительная техника.

Выставка продлится до 11 сентября, а в дальнейшем музей планирует развивать тему дизайна и в других актуальных направлениях.

Областная газета Свердловской области