Маскотный двор

Из клубов Свердловской области маскота первым завёл ныне не существующий БК «Евраз». В сезоне 2001-2002 команду стали поддерживать сразу два волка – Седой и Серый. На следующий год живой талисман – лисица – появился у БК УГМК. Фото: Владимир Васильев

Из клубов Свердловской области маскота первым завёл ныне не существующий БК «Евраз». В сезоне 2001-2002 команду стали поддерживать сразу два волка – Седой и Серый. На следующий год живой талисман – лисица – появился у БК УГМК. Фото: Владимир Васильев

  • Опубликовано в №57 от 25.02.2011 

Они жизнерадостны, как идиоты, и активны, как продавцы «гербалайфа». Когда в спортивных состязаниях наступает перерыв, они выбегают на площадку и устраивают там нечто под условным названием «Дискотека в сумасшедшем доме». Их обожают дети и клубные менеджеры. Их имя — маскоты.

Термин «маскот» (mascotte) по «национальности» — француз, а по «социальному происхождению» — выходец из криминального мира. В XIX веке это было сленговое словечко карточных шулеров Прованса и Гаскони. Означало оно «вещь или животное, которые приносят счастье их обладателю» (то, что в миру называлось «талисманом»).

Международную известность термин приобрел в 1880 году, когда французский композитор Эдмон Одран написал оперетту, которую так и назвал — La Mascotte.

На рубеже ХIХ-ХХ веков более-менее широко обычай заводить себе маскотов был распространён только в военных частях некоторых стран. Но примерно 95 лет назад ситуация резко изменилась.

Дочь полка

В первой половине прошлого века Канада была частью Британской империи. Поэтому, когда метрополия ввязалась в Первую мировую войну, Страна кленового листа тоже отправила на фронт несколько своих полков. Одним из них был ветеринарный корпус провинции Манитоба. 24 августа 1914 года во время стоянки воинского эшелона на какой-то заброшенной станции в канадских прериях лейтенант части Гарри Килборн купил у местного охотника за 20 долларов медвежонка, точнее, маленькую медведицу. Назвали её в честь столицы родной провинции — Виннипег, или — сокращенно — Винни.

В октябре того же года медвежонок, ставший маскотом корпуса, был привезён в Британию. Оттуда солдаты отправились на поля сражений во Францию, а Винни оставили до конца войны в Лондонском зоопарке.

Медведица — очень спокойная и дружелюбная — полюбилась лондонцам, и после окончания боевых действий они попросили канадцев оставить зверя им. Военные возражать не стали, но про Винни не забыли. До самой её смерти (12 мая 1934 года) медведица находилась на довольствии ветеринарного корпуса, о чем в 1919 году на её клетке была сделана соответствующая надпись.

Эта история попала в газеты и наделала много шума. Воинские части всего мира в массовом порядке начали заводить себе живые талисманы. Потом к военным присоединились крупные корпорации, затем учебные заведения... Но главными поклонниками маскотов стали спортивные клубы.

А история с канадской медведицей, кстати, имела любопытное продолжение. В середине 20-х годов в Лондонский зоопарк часто захаживал писатель Алан Александр Милн вместе со своим сынишкой Кристофером Робином. Мальчик прямо-таки влюбился в Винни и назвал её именем своего плюшевого медвежонка. Папа написал об этом сказку, которую теперь знает весь мир. Она называется «Винни-Пух». А вы думали, что Винни — это он?

Правило Буравчика

Первыми заводить маскотов стали североамериканские клубы. Названия у них весьма специфические, и в силу этого обстоятельства вопроса: «Кого именно выбрать на роль талисмана?» за океаном обычно не возникает. Понятно же, кто должен быть маскотом «Бостонских медведей» или «Флоридских пантер».

Гораздо сложнее в этом плане европейским клубам. Названия в Старом Свете обычно крайне банальны. Команды, как правило, носят имена городов («Милан», «Барселона») или различных географических объектов — рек, гор, регионов («Висла», «Дукла», «Бавария», «Лацио», «Волга»). Подобрать маскота для таких команд — задача нетривиалыная. Приходится всячески изворачиваться. Например, «приватизировать» городской талисман. По этому пути пошли, в частности, в римском футбольном клубе «Рома» («Рим»): символом Вечного города, как известно, является волчица, а маскотом команды стал волчонок.

В России ситуация с названиями ничуть не лучше, чем в Европе. Но наши люди, видимо, изобретательнее, поэтому находят весьма оригинальные варианты решения проблемы. Вот, например, баскетбольный клуб «Динамо» (Москва) сделал своим маскотом Дядю Стёпу — героя детского стихотворения Сергея Михалкова. Это абсолютно гениальная идея. Если бы за выбор талисманов давали «Оскаров», то эта статуэтка точно досталась бы бело-голубым. В образе Дяди Стёпы отражена как специфика спортобщества («Динамо», как известно, милицейская команда), так и специфика баскетбола (спорта высокорослых).

Удачно выбрали талисман и в ныне не существующем самарском БК ВБМ. Спонсором его была компания «Волгабурмаш», производящая буровые установки, поэтому символом команды стал специалист по рытью земли — крот, а имя ему дали Буравчик.

Лучшие звери – это люди

Первыми спортивными маскотами были настоящие животные. Они жили в зоопарках и о своей великой роли даже не догадывались. Но в 1968 году американский хоккейный клуб «Питтсбург пингвинз» решил, что это неправильно, и своего маскота — пингвина по кличке Пит— переселил на «Сивик Арену», на которой играла команда. Пингвин стресса от переезда не выдержал и через месяц умер.

С тех пор клубы больше не заводят живых маскотов (а если всё-таки заводят, то не забирают из зверинца, а просто оплачивают их содержание; так, в частности, поступила женская баскетбольная команда УГМК из Екатеринбурга, которая взяла на полный пансион лисицу Машу из местного зоопарка). Теперь во всем мире маскотов СОЗДАЮТ, то есть сначала придумывают (рисуют) их облик (как правило, в мультяшном стиле), а потом по этим рисункам изготавливают костюмы. Облачившись в них, актёры превращаются в живое воплощение клубного талисмана. И звери живы, и люди довольны!

Переход на создание искусственных маскотов открыл перед маркетинговыми службами спортивных команд новые перспективы. Во-первых, он значительно расширил возможности по выбору клубного талисмана: теперь им может быть не только животное, но и человекоподобное существо (например, Грейтмен — маскот изчезнувшего пермского «Урал-Грейта»), мифический персонаж или даже неодушевленный предмет (символ команд Стэнфордского университета, США, — дерево). Во-вторых, маскотов нового поколения теперь можно использовать не только в виде изображений на сувенирной продукции, но и вживую (актеров в костюмах) — на презентациях, встречах с болельщиками, а главное — на матчах. Клубы этой возможностью не преминули воспользоваться.

Должностная инструкция маскота

Главная задача маскота спортивной команды вовсе не в том, чтобы приносить удачу. Хозяева клубов — люди серьёзные, опытные и в большинстве своём весьма циничные. Они прекрасно знают, что успех зависит от уровня игроков и тренеров (ну, иногда — от количества денег, данных судье), но никак не от плюшевых мутантов, бегающих по площадке в тайм-аутах.

Поэтому все задачи, стоящие перед маскотами, сугубо реалистические. Первая (и главная) — существенно увеличить продажи товаров с клубной атрибутикой — шарфов, бейсболок, кружек. Для достижения этой цели клубным талисманам, в общем-то, ничего не надо делать — достаточно просто «родиться».

Для достижения остальных целей маскоту (точнее, человеку, который выполняет эту роль) приходится изрядно попотеть. Во время матчей его первая задача — веселить публику. Происходит это обычно во время перерывов и тайм-аутов. Если болельщики по какой-либо причине ведут себя пассивно, то у маскота появляется ещё одна задача — расшевелить публику, «завести» её, принудить к активной поддержке команды.

Когда дела «родительской» команды совсем плохи, каждый честный маскот может (и должен!) начать игру на грани фола. Необходимо активно мешать соперникам. Например, во время баскетбольного тайм-аута встать рядом со скамейкой гостей и что есть мочи бить в барабан — чтобы игроки не слышали указаний тренера. Или крикнуть лучшему игроку оппонента что-нибудь обидное. За такое, конечно, вышестоящая организация (лига или федерация) может наказать. Даже оштрафовать. Но хозяин клуба наверняка возместит ущерб — особенно если выходки маскота позволят переломить ход игры.

Болельщики – «за»…

Во многих странах в древности существовал жестокий обычай, согласно которому жена во время похорон мужа должна была принять яд или даже лечь в гроб живой, чтобы сопровождать своего супруга в загробном мире. Судьба маскотов в этом смысле ничуть не лучше: они живут, пока существуют породившие их спортивные клубы. Если команда по какой-либо причине исчезает (расформировывается или переезжает в другой город), то вместе с ней исчезает и её маскот. Впрочем, у этого правила, как и у всякого другого, есть своё исключение. Зовут его Юппи! (именно так — с восклицательным знаком).

Юппи! (то бишь «Ура!» в переводе с французского) родился в 1979 году в канадском Монреале. Он был маскотом местной бейсбольной команды «Экспоз» и гремел на всю Северную Америку. Его, естественно, обожали монреальцы и буквально ненавидели их соперники. Дело в том, что Юппи! не ограничивался «позитивной поддержкой» своей команды — весьма активно он применял «негативные» технологии и с явным удовольствием и особенной изобретательностью отравлял жизнь гостям. Однажды он забрался на металлическую крышу специального бокса, где находились запасные игроки команды «Лос-Анджелес доджерс», и устроил там дикий танец. Взбешённый грохотом менеджер калифорнийцев Том Ласорда пожаловался судьям, и те удалили Юппи! с поля! Никогда раньше (да и после тоже) такого в Северной Америке не случалось. Маскот ушёл с поля с гордо поднятой головой под бешеные овации публики и бейсболистов «Экспоз». Есть ли смысл говорить, кто выиграл ту встречу?

В 2004 году команду Монреаля купил американский бизнесмен и решил перебазировать её в Вашингтон, изменив заодно и её название. Юппи! должен был умереть. Но монреальцы так любили его, что сумели спасти. Безработного маскота взял себе в штат легендарный хоккейный клуб «Канадиенз», у которого официального талисмана до этого не было.

...И болельщики «против»

В России маскоты появились в 90-х годах прошлого века. Первопроходцем выступил футбольный клуб «Спартак» (Москва). Руководители команды тех лет в книге одного из античных историков вычитали, что на знамени рабов, поднявших восстание против Рима, был нарисован рыжий кот, и объявили это животное своим талисманом. Однако болелыцики «Спартака» новичка не приняли. Они объявили хвостатому настоящую войну, постоянно шпыняли его, рисовали издевательские плакаты и, в конце концов, довели несчастную животину до «смерти» — кот из Лужников исчез.

Болельщикам самарской футбольной команды «Крылья Советов» тоже не приглянулся маскот, предложенный руководством, — человекоподобное существо высотой метра два, в бирюзовой футбольной форме, с большой жёлтой головой и рыжими кудрявыми волосами. Изобретатели дали ему имя Фанат, однако поклонники клуба с таким вариантом не согласились. «Разве похоже это недоразумение на настоящего самарского фана?» — удивлялись болельщики и стали звать ходячее чучело проще (и обиднее) — Чувак. Понятно, что при такой всенародной «любви» Чувак долго протянуть не мог...

До свидания, наш ласковый Миша!

Маскотов имеют не только спортивные команды, но и крупные соревнования. Например, Олимпийские игры. По решению Международного олимпийского комитета, принятому в 1962 году, у каждой Олимпиады с той поры есть свой маскот. Иногда даже не один. Больше всего — аж пять — их было у китайской Олимпиады 2008 года. Между тем вождь русской революции Владимир Ленин ещё в начале прошлого века писал, что главное в любом деле — не количество, а качество, и что лучше меньше, да лучше. У Московской Олимпиады 1980 года был только один маскот — Мишка, но он до сих пор считается самым удачным талисманом в истории Игр. А уж как красиво он «скончался» — это вообще полный улёт (в буквальном смысле слова).

Второй крупнейший спортивный форум планеты — чемпионат мира по футболу — тоже имеет целый выводок маскотов. Первыми осчастливить свой турнир талисманом додумались англичане. В 1966 году участников и гостей мирового первенства в Лондоне встречал симпатичный львёнок Вилли. Этот несерьёзный на вид зверёк принёс организаторам соревнований весьма серьёзную по тем временам прибыль — почти 7 миллионов фунтов стерлингов.

Областная газета Свердловской области