Борцы с допингом ставят перед Россией невыполнимые требования

Иллюстрация: официальный сайт РУСАДА

Иллюстрация: официальный сайт РУСАДА

Всемирное антидопинговое агентство (WADA) опубликовало «дорожную карту» (pdf), в которой излагаются критерии для возобновления работы Российского антидопингового агентства (РУСАДА). Некоторые пункты этого документа оказались невыполнимыми.

Весь сыр-бор с приостановлением работы РУСАДА случился из-за бывшего руководителя Московской антидопинговой лаборатории Григория Родченкова, который в прошлом году заявил о массовых подменах допинг-проб россиян на домашней Олимпиаде в Сочи. Нанятый WADA для расследования слов Родченкова канадский юрист Ричард Макларен написал по этому поводу аж два доклада, полных непроверенной информации, передёргиваний и спекуляций. Главный вывод — в России существует государственная система сокрытия положительных допинг-проб.

Правда, ещё до этого в самом конце 2015 года комиссия WADA опубликовала отчёт, в котором обвинила РУСАДА в массированных и систематических сокрытиях применения допинга российскими спортсменами, и практически сразу признала деятельность РУСАДА не соответствующей антидопинговому кодексу WADA. За этим последовало приостановление работы нашего антидопингового агентства.

И только месяц назад WADA разрешила РУСАДА планировать и проводить допинг-тестирование, используя своих подготовленных должностных лиц. Правда, проводить эту работу можно только под руководством международных экспертов и Британского антидопингового агентства.

Для возобновления полноценной работы РУСАДА как раз и была сформулирована «дорожная карта». Большую часть требований — 19 пунктов из 31 — Россия уже выполнила. Из оставшихся 12 как минимум два требования практически невыполнимы.

Во-первых, WADA требует от российского правительства доступ к хранящимся в московской лаборатории образцам мочи спортсменов. Хотя данные образцы были запечатаны из-за расследования, которое ведёт следственный комитет РФ. И никто не может приказать их открыть. В WADA об этом прекрасно знают, но законодательство нашей страны во внимание не принимают.

Во-вторых (и, пожалуй, это самое главное), WADA требует от «ответственных органов по борьбе с допингом в России» публично признать результаты расследования Макларена. Хотя, как говорилось выше, и российские, и международные эксперты находили в его отчётах кучу ошибок. Самая комичная — тексты русских писем переводись канадским юристом на английский язык с помощью «гугла». Тем более, что в самом конце прошлого года Президент России Владимир Путин, признавая тот факт, что в нашей стране есть проблема употребления спортсменами запрещённых препаратов, однозначно отрицал существование государственной допинговой программы. Получается, сейчас WADA вынуждает забрать главу государства свои слова обратно. По этому поводу жёстко высказался глава Независимой общественной антидопинговой комиссии Виталий Смирнов: «Безоговорочно никто этот доклад принимать не собирается».

В этой патовой ситуации российской стороне приходится выбирать между плохим и очень плохим вариантами. Сознаемся — отберут кучу наград крупнейших стартов и окончательно потеряем доверие мирового сообщества. Продолжим сопротивляться — вновь и вновь будем получать оплеухи, выступать под нейтральным флагом и получать запрет даже на исполнение гимна (как сейчас легкоатлеты на проходящем в Лондоне чемпионате мира). Что лучше (хуже): ужасный конец или ужас без конца? 

  • Опубликовано в №141 от 05.08.2017
Областная газета Свердловской области