О прошлом и будущем электротранспорта в северной глубинке

Есть повод задуматься о судьбе электротранспорта на Среднем Урале: 41 год назад — 11 ноября 1972 года — в Качканаре в рейс вышел первый троллейбус. В те годы наличие столь прогрессивного вида транспорта считалось признаком элитарности города. Почему троллейбусное движение в Качканаре было упразднено и как чувствуют себя нынче вагончики на электротяге в северной глубинке?

По наличию городов с общественным электротранспортом север нашей области ещё недавно был впереди планеты всей. По Качканару важно катились троллейбусы, заливались трелями трамваи в Волчанске, Карпинске, Краснотурьинске. Народ воспринимал наличие этих видов транспорта как огромный шаг в развитии своего населённого пункта — ведь трамвай, а тем паче троллейбус, не может ходить в глухомани.

Качканар, который в советские годы называли Городом юности, обзавёлся собственной троллейбусной линией в ноябре 1972 года. Сначала прокатиться на «рогатом автобусе» можно было от кольца в районе управления горно-обогатительного комбината до фабрики окатышей, затем ветку продлили до магазина «Детский мир». Маршрут связал железнодорожную станцию с центром города.

— Помню, как мы дружно шли после работы к остановке у Дворца культуры — и те, кому нужно было ехать, и те, что жили в трёх минутах ходьбы. Уж очень нравилось смотреть, как на горизонте сначала показываются «рожки», а потом и весь голубой красавец-троллейбус, — вспоминает жительница Качканара Людмила Андреева. — Людям нравилось, что транспорт проходит у цехов комбината, за «пятачок» добирались на смену или домой. Остановки в пути, правда, случались частенько. То ли не приспособлен троллейбус «лазать» по нашим горам, то ли с подачей электроэнергии от комбината были перебои. Когда троллейбус исчез с качканарских улиц, жители были очень недовольны, но кто нас спрашивал?

Троллейбус в Качканаре, 1972 год. Фото с сайта kachkanar.ru

В городе троллейбусную эпопею напрямую связывают с именем Дмитрия Гикалова, возглавлявшего в семидесятые годы горком партии. Он многое сделал, чтобы юный город стал благоустроенным и красивым. Троллейбусное движение было особой его гордостью. Правда, очевидцы вспоминают, что линия во многом носила «партизанский» характер: контактная сеть запитана от производственных мощностей, смонтирована из нестандартных частей. Долгое время транспортная система не могла пройти приёмку. В общем, хлопот с «рогатиками» у городских властей было немало. В 1983 году Гикалов (к тому времени директор радиозавода) трагически уходит из жизни, через два года исчезает с качканарских улиц и его детище...

Это был единственный случай в стране, когда электротранспорт упразднили ещё до перестройки. Ну, а в разгар реформ закрытие энергоёмких проектов стало делом обычным. Приказал долго жить трамвай в Карпинске, была демонтирована междугородная линия Волчанск-Карпинск. Трамвайные системы Нижнего Тагила, Краснотурьинска и Волчанска постепенно умирали под гнётом нерентабельности.

Умирали, да не умерли. Городские власти северных городов из года в год изыскивают средства на поддержание самого экологичного транспорта. По-прежнему волчанский трамвай упорно пробирается по глухому лесу, надёжно соединяя два района городка. Жители с гордостью сообщают приезжим, что их город занесён в Книгу рекордов России как самый маленький «трамвайный» муниципалитет. Не намерен сдавать позиций и Каснотурьинск.

— Трамвай городу нужен, — считает депутат местной Думы Ирина Гуторова. — Он учитывает начало и окончание рабочих смен на БАЗе, работает с 6 утра до 12 часов ночи. Без него как рабочим добраться до дому? Мнение жителей таково: без трамвая город будет другим.

За судьбу нижнетагильского трамвая и вовсе можно не переживать — этот вопрос курируется на уровне федерации. По специальной программе в город пришли новые вагоны, отремонтированы тяговые подстанции и крупные участки пути. Третий год стоимость поездки на электротранспорте для пенсионеров и школьников неизменна — пять рублей.

Областная газета Свердловской области