В Туринске решают, как возродить производство детских игрушек

Галина Туманова роспись по дереву не бросила. Ведёт кружок в детской школе искусств, участвует в выставках. Недавно ездила в Екатеринбург, где проводила мастер-класс по росписи матрёшек в Центре народной культуры. Фото интернет-журнала «Report-E».

Галина Туманова роспись по дереву не бросила. Ведёт кружок в детской школе искусств, участвует в выставках. Недавно ездила в Екатеринбург, где проводила мастер-класс по росписи матрёшек в Центре народной культуры. Фото интернет-журнала «Report-E».

Деревянные качалки и пирамидки в Туринске делали и раньше, но именно в 1973 году, 40 лет назад, здесь возродили старинные традиции уральской росписи. Удивительных матрёшек, пестрящие цветами доски, панно отправляли в 16 стран мира. Сегодня китайский «игрушечный ширпотреб», похоже, уже непобедим, но туринцы планируют возродить уникальную роспись по дереву.

Одна из местных легенд гласит, что как-то раз на фабрику поступил заказ из самой Италии — тамошний миллионер готов был за любые деньги приобрести продукцию уральских игрушечников. Посылочку собрали и отправили — «из России с любовью». А сегодня за образцами туринского (не путать с Турином!) искусства впору ехать в ту самую Италию.

Ещё в 20-е годы прошлого века в уральской глубинке существовала артель, которая заготавливала мочало. Чтоб добру не пропадать, из стволов, которые шли в отходы, начали делать мебель, а потом и игрушки. Мастера работали успешно, спустя 10 лет их назвали «Артель имени 1 Мая». Но именно в 70-е годы обычные деревянные поделки стали особенными. Из московского НИИ Художественных промыслов приехали специалисты, которые решили возродить здесь уральскую роспись по дереву, — она существовала с XVIII по начало ХХ века.

К делу подошли основательно: набрали мастериц, обучили их особому живописному мазку плоской кистью (например, чтобы получился синий цветок с белыми кончиками лепестков, на кисть сразу набирали две краски и «выписывали» цветок мелкими мазками).

— Москвичи даже удивились, как быстро наши девушки «вспомнили» приёмы, — рассказывает бывший главный художник фабрики Галина Туманова. — Правда, в те времена ассортимент игрушек был огромный, и далеко не все украшали ручной росписью. Делали качалки, каталки, песочницы. Помню, обязывали нас брать готовые образцы из Палаты лучших образцов. Была тогда такая Обезьяна-рыбачка — с удочкой в руках. Голова открывалась, а там — штопор. Ну, мы, конечно, штопор убрали, а из обезьяны сделали подвижную деревянную игрушку на веревочках. Хотя и собственное творчество поощрялось — например, моего Петрушку приняли очень тепло.

Фото интернет-журнала «Report-E».

В начале 1990 годов фабрика прекратила своё существование. Двести человек оказались на улице. А вскоре сгорели оставшиеся пустыми деревянные корпуса. Отдельные попытки возродить фабрику успехом не увенчались. Вернуть народные промыслы сейчас стараются местные предприниматели.

Глава Туринска Андрей Белоусов признался, что планы возрождения промысла ему известны.

— Сейчас идёт реконструкция водолечебницы — здесь будет бальнеологический курорт, поэтому заранее думаем и о том, чем занять отдыхающих. Фабрику мы вряд ли потянем, но думаем о Центре ремёсел и Музее народных промыслов. Уже и старинное здание присмотрели. Но ведь нужно оборудование — столярные станки, например. В общем, сейчас надо всерьёз поработать над бизнес-планом. Дело-то не игрушечное.

Областная газета Свердловской области