В селе Чусовом спасают остатки некогда единственной сельской галереи Советского Союза

Глава Чусовской сельской администрации Владимир Поляков  и директор школы Светлана Мезенина выбирают картины  для очередной экспозиции — она посвящёна человеку труда. Фото автора.

Глава Чусовской сельской администрации Владимир Поляков и директор школы Светлана Мезенина выбирают картины для очередной экспозиции — она посвящёна человеку труда. Фото автора.

Что общего у Третьяковской галереи, Русского и Пушкинского музеев с их собратом из уральской глубинки? Оказывается, их объединяют работы одних авторов, причём известных не только в России.

Как-то в 1958 году на одном из уроков рисования ученики чусовской школы рассматривали в журнале «Огонёк» репродукцию картины Бориса Семёнова «Рябинушка». Она так понравилась ребятам, что с подачи учительницы Марии Мезениной они решили написать автору. Художник откликнулся на тёплые слова.

Эта переписка вылилась в создание единственной в стране сельской колхозной галереи. Помощь оказало Свердловское отделение Союза художников СССР, сотрудники Третьяковской галереи, а колхоз «Новая жизнь» предоставил здание, где уже размещался местный краеведческий музей. Изначально задумывалось создание галереи репродукций, но, вдохновившись идеей, художники стали присылать в Чусовое подлинники своих произведений.

Сейчас в местном фонде имеются картины известных в России и за рубежом художников: Владимира Игошева, Евгения Чарушина, Бориса Семёнова, Михаила Ройтера; свердловских корифеев: Давида Ионина, Екатерины Гилёвой и других. Правда, об истинном масштабе фонда сегодня можно только догадываться. Всё, что уцелело после ночного налёта в конце 80-х (тогда из рам было вырезано немало картин) и всеобщей разрухи начала 90-х, колхоз передал в школу. Было это в 1996 году. Сейчас здесь действует постоянная экспозиция картин, которая время от времени обновляется.

Выезжает галерея и на «гастроли» — в настоящее время 15 картин размещены в зале заседаний областного Заксобрания. К сожалению, у неё нет своего помещения, но, как рассказала директор школы Светлана Мезенина, под галерею планируется переоборудовать кабинет технологии, имеющий сообщение с музеем. Среди его экспонатов есть три гипсовых фигуры: голова неизвестной девушки и два бюста. На первой выбито: «Э. Неизвестный».

Сотрудники музея Эрнста Неизвестного считают, что по внешним признакам эти работы могут принадлежать известному скульптору. Фото автора.

Автор сфотографировал эти экспонаты и показал снимки старшему научному сотруднику Художественного музея Эрнста Неизвестного Игорю Ганнику. По его мнению, есть все основания полагать, что работа принадлежит Неизвестному. И дело даже не в подписи. Характерный наклон головы, курносый нос, широкоскулое лицо, особенности причёски — всё это практически повторяет гранитную скульптуру Неизвестного «Голова матери». Можно предположить, что «Голова неизвестной девушки» — некая базовая модель, служившая автору в дальнейшем творчестве.

Рассмотрев на снимке ещё два бюста: Маяковского и Бажова, — Игорь Ганник сделал предположение, что и они вполне могли быть изготовлены всемирно известным мастером. Три бюста Эрнста Неизвестного в одном месте, да ещё в сельском школьном музее — небольшая сенсация. И не исключено, что именно благодаря Неизвестному маленький музей получит известность за рамками своего муниципалитета.

  Кстати

В будущем году в Свердловской области появятся два новых музея. Как сообщили в областном министерстве культуры, запланировано создание Музея Победы и Уральского музея камня – филиала Музея истории камнерезного искусства с возможностью экспозиции частных коллекций. Госпрограмма «Развитие культуры Свердловской области до 2020 года» предполагает также поддержку муниципальных музеев: в 2014 году предусмотрены субсидии на ремонт учреждений культуры и на информатизацию (создание собственных сайтов, виртуальных экспозиций).

Областная газета Свердловской области