Косят «зайцы» траву

Владимир Орловский. «Косари».

Владимир Орловский. «Косари».

Пенсионер Сергей Сафонов в растерянности. Начинается сенокосная страда, а у него проблемы. Не думал, не гадал, когда сеял клевер на лысой просеке под высоковольтной линией, что нанесёт ущерб общенациональному достоянию.

Ещё несколько лет назад всё было понятно и просто. Выписываешь в лесничестве лесной билет на сенокошение на той или иной елани, и покос твой. Но новый Лесной кодекс систему усложнил. С 2008 года владельцы личных подсобных хозяйств, нуждающиеся в покосных угодьях, должны арендовать участки под покос путём заключения договоров безвозмездной срочной аренды с местными лесничествами. Однако соблюдать этот порядок народ не спешит. Да и зачем?

«Когда-то у нас в селе летом выгоняли два стада коров по двести голов. Из-за покосов ссорились. А теперь всего 20 коров. Где косить, такого вопроса вообще нет. Где хочешь», – рассказывали, например, в алапаевском селе Костино.

В Верхней Сысерти на тысячу домохозяйств осталось лишь три двора, где держат коров. Двое из троих хозяев стараются приобретать сено в совхозах. И только Сафоновы предпочитают вести кормозаготовку своими силами. Подворье у них – приятно перечислить: лошадка, две коровы, две тёлки, бык, свиньи, куры.

– Так вышло, что мы с женой сами воспитываем внука-школьника, – рассказывает Сергей Юрьевич. – Парню в 12 лет бездельничать вредно. Серёжа по хозяйству и на покосе – главный мой помощник. Только с этого покоса нас теперь прогоняет природный парк «Бажовские места».

Захватывать земли Сафонов не собирался. Присмотрел удобное место под высоковольтной линией, близкое к посёлку и к дороге. Как положено, обратился в лесничество. Там ответили: договор аренды с вами заключить не можем, потому что эти земли уже арендованы с целью заготовки древесины, договаривайтесь с арендатором. Предприниматель отмахнулся, дескать, участок находится под «высоковольткой», хочешь – хоть кукурузу сей.

– Мы с внуком посеяли разнотравье, стали косить. А в прошлом году руководство парка «Бажовские места» штраф вчинило. Сначала грозило ободрать на полмиллиона рублей. А на чёрта же мне тогда скотина?! Лад- но, потом выписали только тысячу. Нынче опять пугают штрафом.

Договорившись с лесозаготовителем, Сафонов и не подумал, что неприятности могут прилететь со стороны особо охраняемой природной территории. А тут такая коллизия. В 2007 году, когда участок лесфонда со злополучной «высоковольткой» уже был арендован, губернаторским указом были созданы «Бажовские места». Территории пересеклись. Вот на этом-то участке и угораздило сельчанина разработать свой покос.

Директор природного парка Антон Кувшинский шутить не намерен:

– Гражданин завёз кучу опила в качестве удобрения, распахал соток тридцать, засеял травой, да ещё и овёс собирается сеять. Это ущерб природе. Штраф может быть назначен от 1,5 тысячи рублей до 300 тысяч. Материалы переданы в полицию. Положение о парке, действительно, запрещает на его территории любую деятельность, которая «влечёт за собой изменение сложившегося природного ландшафта». Хотя, если по-простому, ну посеяли под «высоковольткой» разнотравье, вырастили, выкосили: какой ущерб лесу, а тем более – просеке?

Директор Сысертского лесничества Игорь Верещагин рассуждает:

– Чем тут можно помочь? Предложить другое место для покоса? Они есть, но далеко от посёлка, и в бездорожье. Предложение будет выглядеть просто издёвкой. Штрафами из-за куска лесной просеки, по мнению Игоря Верещагина, недолго загнать человека в угол, чтобы он бросил хозяйство и стал «дачником». Но! Закон есть закон. И заповедные территории требуют к себе особого отношения от всех. Даже если кого-то при этом по- человечески жаль.

Областная газета Свердловской области