Ольховка и другие «острова»

Улица Партизанская, город Реж. Это отнюдь не окраина —  до администрации и центра города меньше одного километра,  однако непохоже, чтобы чиновники сюда заглядывали. Фото Елены Осиповой.

Улица Партизанская, город Реж. Это отнюдь не окраина — до администрации и центра города меньше одного километра, однако непохоже, чтобы чиновники сюда заглядывали. Фото Елены Осиповой.

Ольховку «таёжным тупиком» назвать грех. Всего полтора десятка километров отделяет её от федеральной трассы Екатеринбург-Пермь. Однако преодолеть их непросто и в сухую погоду. А размокшие в этом «кислом» июле, они надёжно изолируют деревню от Большой земли. Однако руководство Ачитского городского округа считает положение ольховцев сравнительно неплохим…

Ровно четыре года назад про Ольховку услышала вся страна. «Эта небольшая, затерявшаяся в лесах деревушка ныне стала символом возрождения уральских деревень», — написала «Российская газета», когда наши областные власти приняли закон об образовании нового сельского поселения.

Возник «символ возрождения» не на пустом месте. Ольховка существовала неведомо с каких времён, но в конце 80-х годов прошлого века как обезлюдевшая и неперспективная была официально упразднена и стёрта с административной карты Свердловской области.

Упразднение оказалось преждевременным. На месте деревни развернулось строительство и дачных «фазенд», и нормальных домов, которые хозяева не планировали оставлять даже зимой. На разных берегах речки, тоже Ольховки, выросли две улочки. А так как в чистом поле право собственности на постройки не зарегистрируешь, народ решил просить власти вновь признать Ольховку населённым пунктом в составе Ачитского городского округа. Кроме того, рассуждали: мол, за состояние дороги в деревню сейчас никто не отвечает, она что-то вроде лесной тропки. Как в таких условиях развивать какое-то хозяйство, заниматься фермерством? А будет статус, так и дорогу сюда построят. Однако дороги до Ольховки как не было, так и нет.

— Там очень старая гравийка, по ней не в любую погоду проберёшься, — говорит Сергей Тарасов, глава Афанасьевского сельского территориального управления, в состав которого входит новорождённая деревня. — Я бываю там нечасто. Либо на тракторе, либо на «уазике». Нынче лето дождливое, так там и вовсе беда. Не проехать.

Глава Ачитского городского округа Вячеслав Колмогоров признался, что возрождение Ольховки — не та тема, которую ему хочется шевелить:

— Закон-то в области принят, но соответствующей документации по Ольховке у нас пока нет, она в Москве. И я эту тему не шевелю, иначе сразу встанет вопрос о дороге. Но в нашем бюджете на это нет денег. А люди там небедные живут, зимой ездят на снегоходах, летом на внедорожниках.

По словам Колмогорова, в районе немало деревень, где всё гораздо хуже, а в дожди и подавно:

— Из Колтаева жители за хлебом ходят в Пермский край за восемь километров — тоже, как говорится, не от хороших дорог. В Зобнину ведёт пятикилометровый участок от трассы — региональный, он заасфальтирован. А дальше три километра ничьих, и там — всё, не проехать. Я этот кусок на учёт поставил, а строить всё равно не на что…

Подобной «экзотики» хватает не только Ачитскому району. Северный посёлок Каквинские Печи лишь недавно пережил двухмесячную изоляцию. В начале мая горная река Каква залила и размыла единственную дорогу. Восстановить транспортное сообщение удалось только к 5 июля, о чём сообщала «ОГ». Увы, долго дорога не продержалась. На днях глава посёлка Ольга Прокопович вновь забила тревогу: слишком слабый грунт, который использовали ремонтники, снова «поехал».

— Это повторяется каждый год и не по разу. Весной в половодье и летом из-за дождей дорогу размывает, и 45 поселковых семей остаются отрезанными от мира, — говорит Ольга Прокопович. — Если районное руководство не поспешит на помощь и не организует ремонт опасного участка, мы снова окажемся на «острове».

Областная газета Свердловской области