Дачный ренессанс

На площади в 306 квадратных метров разместились четыре экспозиционных зала. Здесь можно увидеть, как жили и работали инженеры Демидовской эпохию Фото: Алексей Кунилов.

На площади в 306 квадратных метров разместились четыре экспозиционных зала. Здесь можно увидеть, как жили и работали инженеры Демидовской эпохию Фото: Алексей Кунилов.

Сегодня исполняется ровно год самому юному подразделению музея-заповедника «Горнозаводской Урал» — усадьбе «Демидовская дача». Перед её реконструкцией в городе кипели нешуточные споры: стоит ли вкладывать десятки миллионов рублей в объект, не имеющий охранного статуса. Теперь тагильчане не сомневаются в правоте мэра Сергея Носова, поднявшего из руин здание с двухвековой историей и вернувшего из небытия имя блестящего инженера Фотия Швецова.

Демидовская дача, расположившаяся на берегу Тагильского пруда, хоть и не является официальным памятником истории, для тагильчан значит немало. Усадьба — один из символов расцвета Горнозаводской империи. И хоть за дачей закрепилось имя заводчиков, построил её для себя местный инженер, управлявший технической частью тагильских заводов — Фотий Швецов. Построил так, как захотел: причудливо смешав архитектурные стили, добавил народную «изюминку» — резные наличники на окна.

Судьба этого инженера удивительна и трагична. Будучи крепостным Демидовых, он блестяще окончил Высшую горную школу Парижа. Позднее получил «вольную» и диплом горного инженера. В Нижнетагильском горнозаводском округе под его руководством строились медеплавильные цехи, добывался знаменитый на весь мир малахит. После десятилетий преданной службы Демидовым Фотий Ильич был снят с должности за политическую неблагонадёжность. Имя его с годами забылось в городе, а дача, отошедшая за долги заводчикам Демидовым, продолжала свою жизнь.

На карте 1843 года территория, где находится усадьба, обозначена как «Матильдино предместье». Название ей было дано в честь принцессы Матильды де Монфор, супруги Анатолия Демидова, князя Сан-Донато. Матильда приходилась родной племянницей французскому императору Наполеону Бонапарту и получила поместье в качестве одного из свадебных подарков. В советское время здание часто меняло обитателей, неоднократно перестраивалось. Здесь размещались и санаторий, и детсад, и всяческие конторы. Когда строение обветшало донельзя, оно стало убежищем бомжей. Ещё полтора года назад они жгли здесь костры, копили всякий хлам…

На эти безобразия неравнодушные жители обратили внимание мэра. Осмотрев дом-фантом, Сергей Носов решил вернуть его городу. Он смог убедить региональные власти в ценности объекта, и на реконструкцию дачи из областного бюджета было выделено 45 миллионов рублей. При обследовании выяснилось, что деревянные конструкции второго этажа полностью сгнили, поэтому дача поднялась уже в камне. Осенью прошлого года здесь был открыт филиал музея-заповедника «Горнозаводской Урал».

Возрождённая дача вернула городу имя Фотия Швецова. О его судьбе знают теперь все, кто приходит в мемориальные залы. За год здесь побывали более 12 тысяч человек. Кроме того, усадьба стала местом притяжения творческих натур. Каждую субботу здесь проходят променады, на которых собираются художники, скульпторы, музыканты. В моду вошли и свадебные церемонии в усадьбе. Из места, за которое ещё недавно тагильчанам было неловко, Демидовская дача превратилась в ухоженный комплекс, который гостям показать не стыдно.

Областная газета Свердловской области