«Я для них — старший товарищ»

Роман Валов:  «В администрации меня называют кризисным управляющим». Фото: Дарья Базуева

Роман Валов: «В администрации меня называют кризисным управляющим». Фото: Дарья Базуева

Первый замглавы администрации Сухого Лога Роман Валов стал для украинских переселенцев главным человеком в городе. Он курирует ПВР с момента его открытия и знает о живущих там беженцах всю подноготную. С ним советуются, ему плачутся, его зовут на борщ те, кто переезжает из ПВР в своё отдельное жильё.

— Как получилось, что именно вас назначили главным по беженцам?

— Я исполнял обязанности главы города во время его отпуска. В этот же период начиналась работа с беженцами на территории области, и губернатор поставил задачу взять дело под личный контроль. Теперь я знаю про беженцев всё. Кем были в прошлой жизни, на что способны. Даже страницы в соцсетях ночами изучал, чтобы больше о людях узнать.

— Что бы назвали самым сложным в работе с ними?

— Первое — вывести из состояния стресса. Представьте: у вас есть полноценная семья, дом, работа. И вдруг это всё исчезает, а вы оказываетесь в чужой стране. Второе — устроить их на новом месте. Здесь сложность в том, что не всё находится в рамках моих полномочий. Приехала, например, семья с ребёнком. Муж с женой устроились на хорошую работу, доход тысяч пятьдесят на двоих у них точно был. Потом к ним приехали родители — с ребёнком помогать. Но через какое-то время вернулись домой, на Украину. Не смогли трудоустроиться. Вот у нас школьникам говорят на выпускном: «Возвращайтесь, мы вас ждём». А куда? С работой в маленьком городе даже местным непросто. Третий момент — контроль. Понимая их положение, важно не сделать из них потребителей. Чтобы не было что-то вроде: «Вы нам должны».

— Были прецеденты?

— Знаете… С одной стороны, их можно понять — боятся остаться без ничего. С другой — люди разные, берут иногда без меры, некоторые вещами вон торговать начали. Сейчас я к этому внимательнее отношусь. Что привозят, раздаю персонально по размерам. Средства из благотворительного фонда, куда попали и деньги «Областной газеты», на руки никому не выдаются. Всё, что надо, я сам покупаю и привожу.

— Какая сумма уходит на содержание одного переселенца в день?

— На питание, проживание, транспортные расходы выделяются федеральные средства из расчёта 800 рублей на человека в день. Но в городе создан и благотворительный фонд, куда перечисляют деньги все те, кто желает помочь. Из средств фонда уже потрачено более одного миллиона рублей.

— А какой юридический статус у тех, кто приехал с Украины?

— Принято называть их беженцами, но на самом деле это не так. По закону статус беженца ставят в миграционной карте при пересечении границы в том случае, если человек бежал, если на него оказывалось воздействие. В миграционных картах тех, кто приехал в Россию с Украины, в графе цель поездки указано «частная» или «туризм». Ни одного беженца с юридической точки зрения в Сухом Логу нет. Они гости.

— Для вас эти люди — часть работы, или уже нечто большее?

— Я для них, наверное, как старший товарищ. По всем вопросам — ко мне. Я в отпуске, звонят: «Роман Юрич, извините, но у нас тут крыша течёт». Недавно ездили с дочкой в Екатеринбург — она у меня балетом занимается, нужно было в специальный магазин. Брали с собой Дашу из ПВР (о судьбе Даши «ОГ» писала в номерах за 16 августа и 3 сентября. — Прим.ред). В кино сходили, на каруселях покатались. В футбол с беженцами играли. Так что общение довольно плотное.

Сюжет

Вынужденные переселенцы
После того, как на Украине начались бомбёжки, артобстрелы и боевые действия войск регулярной украинской армии и так называемой нацгвардии против самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик, на Урал прибывают вынужденные переселенцы из этих регионов.

Областная газета Свердловской области