«Мы всё лето мотались из одного ПВР в другой…»

Эта квартира была абсолютно пустой, с мебелью помогли жители Сухого Лога. Внесла свой вклад и «ОГ»: мы привезли семье Исатовых кухонный комбайн и зонт — как раз по погоде. Фото: Анна Осипова

Эта квартира была абсолютно пустой, с мебелью помогли жители Сухого Лога. Внесла свой вклад и «ОГ»: мы привезли семье Исатовых кухонный комбайн и зонт — как раз по погоде. Фото: Анна Осипова

Исатовы приехали из Луганска в Свердловскую область в начале августа. Они — одни из первых, кому удалось найти работу, снять квартиру в Сухом Логу и съехать из пункта временного размещения (ПВР). Пока Александр на работе (он устроился на Староцементный завод), Екатерина — дома с детьми. Младшему сыну – 1 год 3 месяца, дочке – 2 года 11 месяцев. 24 октября у неё день рождения, а спустя пять дней и у мамы – 29 октября Екатерине исполнится 33 года. Называть девушку полным именем язык не поворачивается, так и хочется сказать — Катя. Война не успела её состарить.

Дома у Кати уютно. И не скажешь, что все эти вещи были принесены буквально за неделю неравнодушными сухоложцами. Кто-то отдал диван, кто-то — кроватку, шкаф…

— Я давала в местную газету объявление, люди звонили, помогали. Я не ожидала такого! Сейчас всё основное уже есть. Роман Юрьевич (Валов. — Прим. ред.) вчера с хорошими кастрюлями пришёл, выручил нас. Очень удобные! Кухонные шкафчики вот только нужны, — рассказывает Катя, а сама тем временем заваривает чай, предлагает сахар. Кружки из разных сервизов, вместо нарядной сахарницы — полулитровая стеклянная банка, вместо заварочного чайника — маленький термос. Скромных условий хозяйка не стесняется, наоборот — затмевает всё своим гостеприимством.

— Когда вы решили уехать из Луганска?

— Не хотелось уезжать до последнего, не думали, что всё так затянется. Мы 29 мая узнали, что ПВР в Севастополе открылся. Муж поехал на разведку, на следующий день мы взяли билеты на ближайшую дату — на 2 июня. Как раз в этот день бомбили администрацию. У нас на шесть вечера был поезд, а авианалёты были часов так с трёх до четырех. Я на почту ходила, надо было отправить посылки — страшно! Два самолёта в небе, гул — и вдруг начинают что-то бросать. Такое ощущение, что прямо на тебя… Но они дальше полетели, в центр. Реально было страшно.

— Что взяли с собой?

— Всё летнее: думали, что ненадолго уедем. Мы приехали в Севастополь, а уже оттуда попали на Урал. И приняли решение на Украину не возвращаться. Конечно, у нас и раньше были мысли искать лучшей жизни… Мы люди простые, нам что надо — работу да стабильность. А в Луганске мой муж — строитель — не мог работу найти. Поэтому мы уже рассматривали варианты, куда бы уехать. Не было бы счастья, да несчастье помогло. В Екатеринбурге мы оказались волею случая. Когда спрашивали, куда вы хотите, мы север рассматривали — на заработки туда думали ехать. Потому что начинать надо с нуля, жилья нет. В Луганске мы только-только свой дом купили — 60 квадратов, как раз на семью, каждому по комнате, зал да спальня. Теперь он пустует.

— Здесь, кажется, уже начали обживаться?

— Да. В ПВР нас не очень устраивали бытовые условия, к тому же работа у мужа в городе, ездить далековато. Да и просто хотелось нормальной человеческой жизни. Мы всё лето мотались из одного ПВР в другой… Всё-таки условия там как в общежитии: у тебя комната, там койко-место и всё. У меня дочка говорила: «Мама, это не дом». Ей ещё трёх лет нет, но она уже всё понимает. Нам помогли найти квартиру, но она была абсолютно пустая. Платим как все, скидку нам никто не делает. Живём будущим. К счастью, были небольшие сбережения — муж заработал ещё в Севастополе.

— Как ваш муж здесь устроился на работу?

— Помогли (смотрит в сторону Валова). Администрация помогла. По специальности устроился, строителем. Я — бухгалтер-финансист. Работа есть, но пока приходится с сыном сидеть. Дочь уже вот-вот в садик пойдёт.

— Уже была возможность сравнить быт двух стран? Магазины, например?

— Из-за декретного отпуска моя стихия — это интернет-покупки. Я и из Америки заказывала товары, и из Китая, из Польши. В первую очередь я выяснила, как это делать здесь. А по обычным магазинам пока не было возможности походить. Мне больница понравилась, от садика я вообще в восторге. У нас в Луганске садик совсем не такой шикарный, как здесь. Больница там вообще… я промолчу.

— Чего вам не хватает здесь для счастья?

— Своего дома, машины (смеётся). Первый день вышли прогуляться: глянь, говорю мужу, сколько тут машин, значит, люди хорошо живут. А потом понимаю, что тут мало общественного транспорта. У нас в Луганске троллейбусы, трамваи, автобусы, маршрутки — много городского транспорта. Понятно, почему здесь столько машин: потому что у людей нет другого варианта передвижения, все на своих колёсах.

— В Екатеринбурге бывали уже?

— Нет. Но очень хочется. Вчера смотрела фотографии в Интернете — ой, как красиво! Но жить в большой город я бы сейчас не поехала. Сухой Лог — маленький, уютненький, чистый. Нам нравится.

Сюжет

Вынужденные переселенцы
После того, как на Украине начались бомбёжки, артобстрелы и боевые действия войск регулярной украинской армии и так называемой нацгвардии против самопровозглашённых Донецкой и Луганской республик, на Урал прибывают вынужденные переселенцы из этих регионов.

Областная газета Свердловской области