На старом Демидовском заводе планируют показывать спектакли и проводить технодискотеки

Суровый климат не щадит открытые экспозиции. Крыши корпусов проседают, железо становится хрупким, строения и оборудование уходят в грунт. Забот добавляют вандалы, уносящие «на память» даже многотонные механизмы. Фото: Дарья Базуева

Суровый климат не щадит открытые экспозиции. Крыши корпусов проседают, железо становится хрупким, строения и оборудование уходят в грунт. Забот добавляют вандалы, уносящие «на память» даже многотонные механизмы. Фото: Дарья Базуева

В армии демидовских заводов нижнетагильский был генералом. Производство здесь длилось 262 года, а «выйдя на пенсию», завод решил и дальше служить людям, но уже как музей. Сейчас его судьба может развиваться по двум сценариям: промышленный гигант может стать уникальным явлением в мире или же рискует под действием дождей и вандалов оказаться разрушенным…

Кормилец города

Первый чугун домны тагильского завода выдали в 1725 году и вскоре работали уже производительнее европейских. Возле доменных печей вырос город, в котором развивались прикладные науки, но главными на все времена здесь останутся люди, умеющие ладить с железом — горняки, металлурги, механики.

Отшагав два века, старый завод уже не был единственным кормильцем города. В небо над Тагилом устремились трубы молодых промышленных гигантов: металлургического, машиностроительного, химического. Но старый конь борозды не портил. Он помогал в строительстве уральских производств. В городе помнится случай, когда на молодую Магнитку требовались доменные фурмы и холодильники. Американцы за их изготовление заломили фантастическую цену. Тогда заказ разместили в Нижнем Тагиле. Заводские умельцы Пётр Грачёв и Яков Куклин выполнили литьё качественно и в срок. Отличился Демидовский завод и в Великую Отечественную войну. Здесь в рекордные сроки было освоено производство броневой стали.

6 октября 1987 года на площадь перед заводской конторой пришли рабочие и инженеры, чтобы попрощаться с родным предприятием. Домна выдала последнюю порцию чугуна, остановились двигатели агрегатов, замер транспорт — закончилась трудовая смена длиной в 262 года. Вскоре в Нижнем Тагиле решением Министерства культуры СССР создаётся музей-завод истории горнозаводской техники. Здания, сооружения, металлургические агрегаты, оборудование и предметы труда Демидовского завода стали экспонатами.

Более двух тысяч гостей за сезон

Музей-завод до сих пор воспринимается тагильчанами как объект промышленный. Народ предпочитает посещать его через дыру в заборе и «играть» там в сталкеров. Зато познавательные экскурсии по цехам в чести у приезжих. Стоимость экскурсии — 600 рублей для группы до 10 человек. А продолжительность от одного часа до трёх.

— За нынешний сезон с мая по октябрь на площадках музея-завода побывали 2 135 гостей из всех уголков России и зарубежья, — рассказывает Эльвира Меркушева, директор музея-заповедника «Горнозаводской Урал», куда, помимо Демидовского завода, входят ещё девять тагильских музеев. — Показывают им достопримечательности молодые экскурсоводы, прошедшие в музее-заповеднике специальную подготовку. Сейчас в коллективе музейщиков пополнение, пришли ещё два молодых специалиста, оба мужчины с историческим образованием. Вскоре они тоже пройдут обучение и, возможно, будут специализироваться именно на экскурсиях по заводу.

Цена вопроса — шесть миллиардов

На первых порах серьёзную финансовую поддержку музейному комплексу оказывал НТМК. Затем вся тяжесть содержания огромного объекта легла на муниципальные плечи. Музейщики разработали амбициозный проект по возвращению к жизни железного «динозавра» — создание Демидов-парка.

Он предполагает три зоны: историческую, историко-производственную и историко-досуговую. В первой — корпуса, механизмы, балки — сплошь раритеты. Комплексы доменных печей, выдававших чугун ещё при Демидовых, должны стать экспозицией, благодаря которой можно проследить все этапы развития уральского завода с использованием разных источников энергии: воды, пара и электричества.

Во второй — историко-производственной зоне — предполагается организовать действующие производства: литейное, кузнечное, механичное, столярное, сварочное. Этот технопарк может стать площадкой и для инновационных производств, и для изготовления высокохудожественного «штучного» товара. Самой серьёзной перестройке подвергнется третья зона. Авторы проекта настроены привести сюда тагильчан и гостей города для активного и культурного досуга. Пространные экс-производственные объекты станут местом действия театральных постановок, технодискотек, соревнований по экстремальным видам спорта.

Стоимость проекта нешуточная — не менее шести миллиардов рублей, и в одиночку Нижний Тагил его вряд ли когда-нибудь осилит. Мэр города Сергей Носов активно лоббирует идею на федеральном уровне, мечтая придать промышленной столице ещё один статус. Музейщики предпринимают попытку за попыткой привлечь внимание к главному тагильскому бренду. Демидовский музей-завод участвовал в параде инвестиционных проектов нашего региона в Сочи, в рейтинговом голосовании «Россия 10», практически во всех престижных музейных форумах. После презентаций на старые домны и мартены приезжают учёные и политики. Восхищаются, обещают поддержку… Недавно по металлическим ступеням завода вновь прошлись участники международной конференции «Музеи и власть».

— С вопросами восстановления и реставрации нельзя затягивать, нужно начинать активную работу. Это не просто культурное наследие Урала, это международное культурное наследие, — сделал вывод после экскурсии руководитель благотворительного фонда «Новая Бельгия» Бруно де Корте.

Областная газета Свердловской области