Тагильчанин посадил в городе 703 дуба

Саженцы дубков Владимир Лодусов сначала выращивает на подоконнике. Фото: Галина Соколова

Саженцы дубков Владимир Лодусов сначала выращивает на подоконнике. Фото: Галина Соколова

Рассказывая «ОГ» о просьбах избирателей, заместитель председателя нижнетагильской думы Леонид Мартюшев привёл удивительный пример. Житель Гальянки Владимир Лодусов проращивает на огороде жёлуди и высаживает дубки по всему городу. У депутата он попросил содействия в определении места под новые деревца — к весне подрастут ещё пятьсот саженцев. Мы решили познакомиться поближе с тагильским лесоводом-любителем.

Первые четыре года саженец дубка требует поливки. Об этом Владимир Лодусов договаривается с местными жителями, сотрудниками парков, школами. Саженцы, что растут около дома, он поливает сам. И немного стесняется этого, поэтому ходит с вёдрами рано утром, пока улицы ещё полупустые.

— Владимир Константинович, расскажите, как «проросла» в вас любовь к деревьям?

— Я родился в селе в Ивановской области, но вскоре стал горожанином. Вся жизнь прошла в Нижнем Тагиле. Здесь выучился, стал инженером-механиком на НТМК. Работа с железом нравилась, но и на земле трудился тоже с охотой — на садовом участке. Двор на Тагилстрое у нас был зелёным, ещё родители там деревца-кустики высаживали, и мы с пацанятами им вовсю помогали. Теперь наши тополя выросли и постарели, стали доставлять жителям проблемы, и я подумал, что городу нужны другие деревья. Изредка участвовал в озеленении, а когда стал пенсионером, занялся этим делом как следует.

— Но был ведь какой-то побудительный момент?

— Переезд в новую квартиру на Гальянке в 1999 году. Выглянул из окна девятого этажа на улицу, а там ровная, как стол, площадка. Глазу зацепиться не за что. Поехал в Черноисточинск, набрал желудей, закалил, потом прорастил. Пока с дубками возился, с соседями и другие деревца посадили у каждого подъезда. Теперь у нас целый сквер под окнами — лиственницы, яблони и дубы.

— А почему у вас душа именно к дубам прикипела?

— Восхищает древняя история, связывающая с ними наших предков. Дуб у славян издревле считался сакральным деревом: под его кроной давали нерушимые клятвы, соединяли союзом молодые пары… Недаром дубы так часто в русских сказках встречаются. Дуб ведь живёт несколько веков, с ним связаны такие понятия, как сила, надёжность, связь поколений. Я, когда приезжаю на малую родину, не только на дедовские могилки прихожу, но и к дубу, помнящему мою родню в нескольких поколениях. Отчий дом не сохранился, а дуб стоит.

— Почему же в уральских городах это дерево встречается редко — климат наш ему не нравится?

— Суровые зимы взрослому дереву не помеха. Трудно саженец вырастить. Он и на погоду реагирует, и полива требует, и расти в любом месте не будет — корень у дерева стержневой, уходящий на многометровую глубину. Я, когда посадками занялся, купил выкопировку генплана города, чтобы случайно над зарытыми трубами или кабелями деревце не посадить. Грунт на Урале каменистый, такие могучие дубы, как в средней полосе России, здесь не поднимутся, но до двадцати метров дорастают и служат настоящим украшением наших городов. А ещё делают воздух чище, прозрачнее. Для такого промышленного гиганта, как Нижний Тагил, ни одно дерево не лишнее.

— А кто обеспечил уход вашим молодым саженцам?

— Кто посадил, тот и обеспечил — я. Ну и члены семьи иногда помогали. По утрам спозаранку ходил поливать саженцы, повреждения врачевал.

— Все прижились?

— Нет. Некоторые погубили люди. Я не обижаюсь, когда растения выкапывают — они ведь продолжают жизнь в другом месте. А вот когда сломают, вытопчут — горько. Но я не сдаюсь: за каждое погубленное деревце «в отместку» двадцать штук высаживаю. В парке Бондина и за музеем Черепановых аллеи посадил, на площадке родного завода, вокруг школ и детсадов на Гальянке. На месте городских посадок, где первоначальные деревца не прижились, «подпольно» свои подсаживаю. Очень приятно, когда люди спустя годы звонят, рассказывают, что их деревья в высоту до десяти метров вытянулись. На сегодняшний день я 703 дубка в Нижнем Тагиле и его окрестностях «благословил» на жизнь.

— Только дубами занимаетесь?

— Нет, решил расширить палитру. Голубые ёлочки проращиваю, тую, а недавно увидел по телевидению на даче у Президента в Сочи маньчжурский орех. Красиво. Написал письмо агроному резиденции Президента, поинтересовался, где можно разжиться семенами. Подсказали адрес дальневосточного отделения РАН. Оттуда выписал посадочный материал, весной начну экспериментировать.

— Что готово для экспериментов?

— Кроме 200 саженцев обычных дубков, намерен высадить 170 пирамидальных. И 200 саженцев есть маньчжурского ореха. Есть уже заказы от ТСЖ на саженцы. И депутат Леонид Мартюшев обещал помочь с адресами посадки. Я его сумел заразить своим увлечением. Он тоже несколько деревцев посадил. Это не такое уж редкое хобби.

— Это для вас бизнес или бездоходное увлечение?

— Это бизнес наоборот. За семена плачу, за переписку, удобрения. Огородные грядки под саженцы занимаю. Причём не только свои, но и в саду сватов. Деньги с людей, что обращаются за саженцами, и с муниципалитета не беру. Иногда, следуя примете, что дарёные растения не приживаются, кто-нибудь оставляет мне деньги. Я их на малую родину знакомому священнику отсылаю, он церковь восстанавливает. Я ему давно помогаю. А он ответно советы мне даёт, когда я в чём-то сомневаюсь. Например, захотелось мне имена дать дубам, растущим неподалёку от дома. Назвать в честь дедов своих. Батюшка не посчитал это недопустимым. Теперь вместе с маленькой внучкой берём лейку и идём в гости к Антону, Ивану, Владимиру…

Областная газета Свердловской области