Каменский троллейбус уходит в прошлое

После ликвидации троллейбусной линии провода скорее всего сдадут в металлолом — сети настолько изношены, что никакое троллейбусное хозяйство не рискнёт  их использовать. Фото: Артём Мальгинов

После ликвидации троллейбусной линии провода скорее всего сдадут в металлолом — сети настолько изношены, что никакое троллейбусное хозяйство не рискнёт их использовать. Фото: Артём Мальгинов

В минувшую субботу в Каменске-Уральском состоялся митинг в защиту городского электротранспорта. Каменские троллейбусы стали настолько убыточными, что депо решили закрыть. В следующем году в Свердловской области троллейбусы будут ездить только в Екатеринбурге.

Первый тревожный сигнал каменские троллейбусы подали ещё три года назад — убытки предприятия составили 20,1 миллиона рублей. В 2011 году управляющая компания «Пассажирские транспортные перевозки» (УК «ПТП») приняла решение по выходным дням выпускать на рейс только автобусы, чтобы сэкономить на оплате электроэнергии. Жителей этот расклад не устроил, и спустя полтора года им удалось добиться возвращения троллейбусов на выходные дни.

В 2013 году убытки выросли до 41,7 миллиона рублей. Стало понятно, что без посторонней помощи городской электротранспорт в Каменске-Уральском не выживет. Пассажиропоток уменьшился, цена на электричество, наоборот, выросла, материальная база устарела… Городские власти поддержали УК «ПТП» и вынесли проблему на областной уровень. В октябре прошлого года глава города Михаил Астахов и руководство транспортного предприятия обсудили ситуацию со свердловским премьером Денисом Паслером. Он согласился, что троллейбус в Каменске-Уральском должен работать, но задал вопрос: как сделать этот вид транспорта неубыточным? В ответ прозвучала лишь просьба о субсидиях, но, как заметил председатель областного правительства, просто покрыть убытки из регионального бюджета — не вариант. Должен быть конкретный план по выходу из кризиса.

Сегодня, похоже, этот план в Каменске-Уральском появился. Вот только места троллейбусам в нём не нашлось. Сейчас на линию выходят всего 22 троллейбуса, устаревшая контактная сеть то и дело рвётся, происходят сбои в расписании, ежемесячные убытки — более трёх миллионов рублей… На этом фоне решение заменить электротранспорт на автобусы на газомоторном топливе выглядит оптимальным. С точки зрения экологии разницы почти нет, а с точки зрения экономии средств она колоссальная. Предприятие планирует закупить как минимум 22 такие машины, а нынешние водители электротранспорта уже начали переобучение на категорию «Д». Автобусы будут точь-в-точь дублировать маршруты троллейбусов и ездить по тому же расписанию. Полностью перейти на автобусы предприятие планирует примерно через четыре месяца. Сейчас сотрудники УК «ПТП» находятся в командировке в Китае, откуда и поступят машины.

— Автобусы комфортабельные, низкопольные, с дополнительным отоплением, летом — с кондиционированием. Что важно — это не б/у, а новые автобусы. Качество обслуживания будет на порядок выше, я уверен, что любой житель, прокатившись на новых автобусах, сразу оценит это. Стоимость нас устраивает, она чуть ниже, чем у аналогичных российских автобусов. Естественно, мы возьмём автобусы в лизинг, но даже с лизинговым платежом они будут не только окупаться, но даже приносить прибыль. Троллейбусы очень затратны в эксплуатации даже по людским ресурсам. На 22 троллейбуса у нас 170 человек обслуживающего персонала. Чтобы троллейбус выжил, нужны большие вливания из бюджета, но ни город, ни область себе этого позволить не могут. Было два выхода: или банкротить и ликвидировать предприятие, или сохранять, но перепрофилировать его. Мы выбрали второй вариант, — рассказал «ОГ» Валерий Беспутин, гендиректор УК «ПТП» с апреля этого года.

Недовольство жителей Каменска-Уральского этим решением во многом объясняется заботой о… имидже родного города. Принято считать, что любой развитый муниципалитет должен иметь не только автобусы, но и троллейбусы и трамваи. Трамваев в Каменске-Уральском никогда и не было (линию начали строить в 1949 году да так и не закончили), а вот троллейбусы работают с ноября 1956 года и, как выразился Михаил Астахов, стали визитной карточкой города.

Областная газета Свердловской области