Вагончик тронулся

Новый локомотив может развивать скорость  до 50 километров в час, однако по требованиям безопасности по алапаевской узкоколейке можно ездить только  со скоростью  30 километров  в час. Неизвестный фотограф.

Новый локомотив может развивать скорость до 50 километров в час, однако по требованиям безопасности по алапаевской узкоколейке можно ездить только со скоростью 30 километров в час. Неизвестный фотограф.

Обновления парка поездов алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) не видела с 1987 года. Большинство вагонов и локомотивов трудятся там без передышки по 30, а то и по 50 лет. Теперь часть из них отправится в долгожданный отпуск, а пассажиры опробуют новый уровень комфорта.

Кстати

Алапаевская узкоколейная железная дорога (АУЖД) считается самой протяжённой узкоколейкой в России и единственной, где эксплуатируются плацкартные вагоны. Длина АУЖД составляет 196 километров, из которых 177 километров — это главный магистральный путь, а ещё 19 — станционные пути. Сопоставима с ней только Лойгинская узкоколейная железная дорога (Архангельская область), длина главного магистрального пути которой составляет чуть больше 100 километров.

Алапаевская узкоколейка была построена в 1898 году для нужд местного завода. Сегодня из промышленного объекта она перешла в социальные — это единственная дорога, которая связывает шесть посёлков с «Большой землёй». Последний новый тепловоз пришёл на АУЖД в 1987 году, и с тех пор парк не обновлялся. Но в прошлом году, когда узкоколейка отмечала своё 115-летие, в областном правительстве по-обещали выделить 30 миллионов рублей на покупку нового подвижного состава. Спустя год в Алапаевск прибыли тепловоз и два вагона. Их изготовили по спецзаказу на Камбарском машиностроительном заводе, проект получился уникальным.

Локомотив снабжён мощным двигателем с гидропередачей, вагоны отапливаются с помощью дизельного топлива (а не углём, как было раньше), поддерживать температуру зимой помогает современная система утепления и пластиковые окна, для пассажиров подготовлены мягкие полки и удобные складные столики, каких в старых вагонах нет. Ещё одно новшество — несколько режимов освещения, очень удобно для ночных рейсов. Как рассказали «ОГ» в управлении АУЖД, в этом подвижном составе особое внимание уделено безопасности. Так, локомотив оборудован новой светодиодной оптикой, которая хорошо освещает пути и позволяет машинисту издалека заметить опасность, например, вышедшее на рельсы животное. Впереди и позади состава установлены видео-камеры, которые транслируют изображение в кабину машиниста. Кстати, она оборудована кондиционером и вентиляторами.

Пассажиры смогут опробовать все эти удобства уже после Нового года. Пока новый подвижной состав обкатывают, проводят пусконаладочные работы.

— Пробные поездки уже были, новый подвижной состав и в Санкино приходил, но пока что в рейс его не запускаем — есть небольшие недоделки, поставщик их устраняет, — рассказывает начальник депо в посёлке Санкино Пётр Бабахов. — На данный момент до посёлков Санкино, Муратково и Калач никакой транспорт больше не ходит — только вот этот пассажирский поезд. По узкоколейке к нам и продукты питания завозят. Точно так же и до Ельничной, но там автодорога строится, говорят, в конце 2016 года её запустят.

В Санкино сегодня проживают около 400 человек — вроде бы немного, но отбоя от пассажиров нет. Поезд ходит четыре раза в неделю: в четверг-пятницу и в воскресенье-понедельник. Расписание подобрано специально с учётом интересов местных жителей: в 19:30 в четверг или понедельник человек может уехать из Санкино в Алапаевск, сделать там все свои дела и на следующее утро вернуться. Дорога в одну сторону занимает пять часов, а билет стоит 130 рублей.

— Все социальные учреждения находятся в Алапаевске — конечно, поезд пользуется популярностью. Больше выехать нечем. Есть у нас тут автодорога от Санкино до Алапаевска через Махнёво, но рейсовые автобусы по ней не ходят, на треть пути она грунтовая и идёт в обход. Можно, конечно, такси заказать, но стоить это будет две с половиной тысячи рублей — уж лучше за 130 напрямую по узкоколейке, — считает Пётр Бабахов.

Новый подвижной состав для Санкино, Калача и других отдалённых посёлков — добрый знак. Единственная ниточка, которая связывает их с «Большой землёй», не порвётся.

Областная газета Свердловской области