Новоуральск может лишиться статуса закрытого города

Произойдёт это уже в ближайшие четыре года. Чем обернётся для города приобретённая открытость? Фото: Дарья Базуева

Произойдёт это уже в ближайшие четыре года. Чем обернётся для города приобретённая открытость? Фото: Дарья Базуева

Новоуральск станет первым городом области, который выведут из статуса ЗАТО — закрытого административно-территориального образования. Об этом на днях заявил свердловский премьер-министр Денис Паслер. По его словам, смена статуса может произойти уже к 2018 году. О том, чем это обернётся для Новоуральска, мы поговорили с главой города Владимиром Машковым.

— С чем связано предложение вывести Новоуральск из числа ЗАТО?

— Есть поручение Президента РФ по разработке программ развития закрытых городов, где было сказано рассмотреть варианты открытия ЗАТО или изменения границ. На начало года в стране насчитывалось 42 закрытых города, но по факту не все являются таковыми. Есть ситуации, когда воинская часть переехала, а статус ЗАТО сохранился. Президент поручил в этом деле навести порядок. В конце этого года одно ЗАТО на Дальнем Востоке уже ликвидировано Министерством обороны РФ и ещё одно, на Кольском полуострове, пошло на изменение границ. По ЗАТО Росатом точно так же попросили дать предложения — какие города, возможно, пойдут на открытие. Среди них оказался и Новоуральск.

— Мнение жителей города будет учитываться? Например, через референдум?

— Референдума эта процедура не предполагает. Мы проводили неофициальные опросы, мнения разделились примерно 50 на 50. Сегодня больше 11 тысяч горожан заняты в сфере малого и среднего бизнеса. Конечно, им забор мешает, возникают сложности с пропусками на территорию ЗАТО, особенно, если есть иностранные партнёры. Привлечение на завод «Автомобили и моторы Урала» серьёзных инвесторов из-за этого стопорится. В прошлом году приехали очень серьёзные люди, готовые вложить в этот завод сотни миллионов долларов. И в результате сказали: «У вас тут военная база, мы деньги вложим, а вы потом ворота закроете и не пустите нас, мы пролетим». Мы им объясняли, что у нас не военная база, а просто закрытый город, но для них это то же самое.

— Каков механизм перехода из закрытого города в открытый?

— Во-первых, издаётся соответствующий указ Президента РФ, потому что границы ЗАТО в своё время были утверждены таким же документом. Во-вторых, даётся не менее трёх лет на переходный период, чтобы спокойно обеспечить безопасность ядерного объекта и безопасность самого муниципалитета. Все эти вопросы у нас прорабатываются. Комбинат, естественно, сам занимается вопросами своей безопасности — это закрытая тема. А по Новоуральску разработана программа «Безопасный город», которая будет реализовываться с 2015 года, начнётся работа службы 112, установка видеокамер и другое.

— Вы не опасаетесь, что после открытия границы в Новоуральск хлынут мигранты?

— Нет. Сегодня по всем нормативным актам у нас есть города ЗАТО, а есть города с ограниченным посещением иностранцев. Мы проводили консультации с соответствующими госслужбами: даже если город потеряет статус ЗАТО, он всё равно будет городом с ограниченным посещением для определенного круга лиц, потому что здесь расположен крупнейший в мире атомный комбинат.

— Что выиграет город?

— Активизируется бизнес-среда. Сейчас есть вещи, которые мешают разогреву инвестиционного климата. Главное, что в закрытых городах земля федеральная и передаётся только в аренду на 49 лет. В случае открытия ЗАТО земля становится землёй поселения со всеми позитивными последствиями. Одно дело, когда инвестор на какой-то срок берёт землю в аренду, и совсем другое, когда он сразу берёт её в собственность и может спокойно расширять свой бизнес. У нас в целом очень хорошая научно-техническая, образовательная и социальная база, нет очередей в детсады, неплохой кадровый состав… Поэтому инвесторы на нашу территорию готовы зайти.

— Переход из ЗАТО в открытый город может оказаться затратным.

— На время переходного периода статус ЗАТО сохраняется, в эти три года будут раскручиваться проекты по привлечению средств, созданию новых рабочих мест. И если мы потеряем, условно, до миллиарда рублей, которые сегодня получаем за счёт федерального финансирования, это компенсируется через дополнительные налоговые поступления в местный и областной бюджеты. Самое главное — не потерять социальную базу. Мы не можем закрыть концертно-спортивный комплекс со шведской ледовой ареной или библиотеку с зимним садом — это нерационально.

— А вы сам как думаете, стоит городу стремиться к открытости?

— При создании определённых условий. Например, при строительстве объездной дороги вокруг города, чтобы машины, в том числе тяжёлые фуры, не пошли с Тагильского тракта на Московский через Ново-уральск. А так… Я думаю, открытие города — это достаточно серьёзная перспектива для инновационного развития. Но пока решение не принято.

Кстати

В Свердловской области всего четыре населённых пункта носят статус закрытых административно-территориальных образований: ЗАТО Новоуральск, ЗАТО Лесной, ЗАТО Уральский и ЗАТО Свободный. Глава последнего, Владимир Мельников, летом этого года в интервью «ОГ» сообщил, что ожидает ужесточения пропускного режима, а снятия статуса ЗАТО ничто не предвещает. Меж тем это помогло бы решить многие вопросы. Например, с землёй: раз территория находится в федеральной собственности, все вопросы о выделении участков под строительство согласовываются в Москве. Из-за этого переговоры о выделении гектара земли под детский сад длятся уже пять лет.

Пока в Лесном производят секретное оружие, он вряд ли станет открытым городом. Фото: Александр Зайцев.

А вот Виктор Гришин, глава Лесного, не видит перспективы в открытии города:

— Лесной — это самый секретный город в Свердловской области, здесь ни разу не ступала нога иностранного чиновника. Наше градообразующее предприятие — комбинат «Электрохимприбор» — выполняет гособоронзаказ, который расписан до 2018 года. Сейчас вышла комплексная программа развития комбината и города, рассчитанная примерно на 11 миллиардов рублей — мы диверсифицируем нашу экономику. До 2018 года сокращения численности работников там не будет точно. И у нас нет тех проблем, которые встали перед Новоуральском при оптимизации основного производства, там из 17 тысяч работников осталось только три тысячи. Да, были некоторые проблемы с бизнесом — для него лучше, чтобы город открыли. Госдума на днях приняла закон о территориях опережающего развития, куда включены закрытые города. То есть в ЗАТО у предпринимателей будут налоговые льготы и другие серьёзные преференции. Но будут и ограничения: тот бизнес, который будет существовать в ЗАТО, не должен иметь «дочек» и филиалов, куда уходят деньги, у него не может быть иностранных собственников и так далее. Получается, что с основным производством вопрос решён, бизнес у нас будет жить по особым привлекательным законам, так зачем городу открываться?

Областная газета Свердловской области