Несчастливый билет

Увеличивать количество стационарных валидаторов в Екатеринбурге пока не планируют, а те, что уже есть, будут в распоряжении пассажиров, пока окончательно не выйдут из строя. Фото: Александр Зайцев.

Увеличивать количество стационарных валидаторов в Екатеринбурге пока не планируют, а те, что уже есть, будут в распоряжении пассажиров, пока окончательно не выйдут из строя. Фото: Александр Зайцев.

В 2011 году в муниципальном общественном транспорте Екатеринбурга появились стационарные валидаторы. Это устройства, которые закреплены внутри салона и позволяют пользователям Е-карты оплачивать проезд, не дожидаясь кондуктора.

— Стационарные валидаторы вводились в помощь кондукторам, например, чтобы в час пик им не приходилось пробираться в другой конец переполненного салона. Рассматривался и вариант полного ухода от системы кондукторов, — рассказала «ОГ» технический директор ОАО «И-Сеть» (оператор Е-карты) Наталья Тарарычкина.

Для эксперимента было закуплено 30 стационарных валидаторов. Первым делом их решили опробовать на автобусах тех маршрутов, где пассажиропоток невелик. Если бы валидатор оправдал себя, кондукторов с этих рейсов убрали бы вообще, а плату с пассажиров, у которых нет проездного, принимал бы водитель. Опыт оказался неудачным. Во-первых, устройство регулярно выходило из строя: из-за тряски разбалтывалась катушка с кассовой лентой. Во-вторых, совесть очень многих пассажиров позволяла попросту не пробивать билет. В-третьих, валидатор не может определить, своей ли картой воспользовался пассажир или, например, картой родственника. Стало быть, внучка вполне может сэкономить на проезде, воспользовавшись персональным льготным проездным бабушки.

Одновременно эксперимент проводили и на городском электротранспорте — трамваях и троллейбусах. Там тряска меньше и проблемы с катушкой возникают реже, но… стационарные валидаторы стали регулярно отключаться из-за перепадов электроэнергии. После каждого такого сбоя аппарат приходится вручную перезагружать.

С ростом курса валюты обострилась и ещё одна проблема устройств — ремонт и запчасти стали слишком дорогими. Стационарные валидаторы, которые используются в Екатеринбурге, произведены в Чехии, и все запасные детали приходится приобретать там же. Кстати, это ещё одна причина, по которой город отказался от закупки новой партии устройств — цена на них резко увеличилась.

За три года использования у стационарных валидаторов обнаружился только один существенный плюс. Оказалось, что они хорошо переносят мороз. Происходит это потому, что питаются устройства не от автономной батареи, а от транспортного средства.

— В обычных валидаторах, которыми пользуются кондукторы, стоит простая аккумуляторная батарея, которая на морозе быстро садится. Чтобы избежать этого, нужно аккуратно обращаться с устройством и, главное, регулярно менять батареи, ведь они очень быстро изнашиваются, — отметила Наталья Тарарычкина.

Стационарные валидаторы по сути своей — только половина системы. Раз надеяться на совесть пассажиров нельзя, в дополнение к этим устройствам необходимы турникеты на входе в транспортное средство, как в Москве. Внешне они чем-то напоминают воротца в метро и располагаются сразу за кабиной водителя — «зайцем» проскочить почти нереально. Однако столица от этой системы постепенно отказывается: выяснилось, что турникеты в салонах значительно снижают скорость посадки пассажиров, и транспорт тратит больше времени на остановки. Мало того что существенно сбивается график движения, так толпящиеся на остановочных комплексах автобусы и троллейбусы ещё и мешают друг другу и остальным участникам движения.

Заставить людей добросовестно оплачивать проезд без помощи кондуктора, по мнению специалистов, можно только двумя способами. Первый: увеличить штрафы как минимум до 10 тысяч рублей (правда, возникает вопрос, как обеспечить собираемость штрафов). Второй — самый эффективный, но очень дорогой: оборудовать посадочными платформами остановочные комплексы, тогда оплачивать проезд пассажиру придётся не в транспорте, а перед посадкой. Похожая система сейчас действует, например, на посадочных станциях электричек и метро.

Сегодня стационарные валидаторы можно встретить только в трамваях №15 и троллейбусах №4, и то не каждое устройство находится в рабочем состоянии. По данным ОАО «И-Сеть», пассажиры на этих маршрутах не пренебрегают возможностью обилетиться самостоятельно, но охотнее платят всё же живому кондуктору.

Областная газета Свердловской области