Школьная наставница нобелевского лауреата стала заслуженным учителем РФ

Людмила Расторгуева уверена, что физических опытов на уроках должно быть как можно больше, а компьютера как можно меньше. Фото: Галина Соколова

Людмила Расторгуева уверена, что физических опытов на уроках должно быть как можно больше, а компьютера как можно меньше. Фото: Галина Соколова

Вчера педагог нижнетагильского лицея №39 Людмила Расторгуева получила из рук полпреда Президента России в УрФО Игоря Холманских значок и удостоверение «Заслуженный учитель Российской Федерации». Так государство оценило её 40-летнюю преданность школе и талант влюблять учеников в физику. В числе выпускников Людмилы Сергеевны сотни талантливых производственников, десять специалистов, имеющих учёные степени, и главная её гордость — известный физик, лауреат Нобелевской премии Константин Новосёлов.

Ученик об учителе

  • Алексей ПАНЬШИН, руководитель кружка судомоделирования станции юных техников:
  • — Весь школьный курс физики помню наизусть. Эти знания мне пригодились и в вузе, и сейчас при работе с детьми. При строительстве моделей судов применяем теорию по плаванию тел, электричеству, все законы Ома. Спасибо, Людмила Сергеевна, за верный курс.
  • Владимир КОРОБКО, директор по качеству Уралвагонзавода:
  • — Уроки физики были одними из самых интересных в школе. Мы учились не только теории, но и привыкли поверять знания практикой. С уроков Людмилы Сергеевны начал формироваться технический кругозор многих тагильских инженеров, в том числе и мой.

Формулы её заворожили

Директор лицея Нелли Сайфетдинова и педагоги несколько раз представляли кандидатуру Людмилы Расторгуевой к присвоению этого звания, однако учителей в России почти 1,3 миллиона — получить «Заслуженного учителя» непросто. Но в 39-м лицее были уверены в своей правоте, вновь и вновь заявляя своего кандидата. И вот — случилось.

Выбирая профессию, тагильчанка Людмила Кириенко (девичья фамилия) нисколько не сомневалась, что она будет связана с физикой. Предмет, пугавший других девчонок сложностью формул и каверзностью задач, завораживал её стройностью теоретических выводов и возможностью подтверждать их экспериментом. Огорчало девушку одно — в течение целого года в её школе не было учителя физики, часть знаний осталась «за бортом». Однако поступить в пединститут это не помешало, а преподаватели на вступительных экзаменах пообещали восполнить пробелы в знаниях.

К концу обучения в вузе Людмила знала физику на отлично. Был у молодого специалиста и ещё один особенный наставник. Практику девушка проходила под руководством Татьяны Игошиной — легендарного тагильского преподавателя физики, получившей высшую профессиональную награду — звание «Народный учитель РФ».

Школа приняла Людмилу Сергеевну сразу. Не было ни трудностей вхождения в коллектив, ни детских «проверок». И дирекция, и дети искренне огорчились, когда, отработав по распределению положенные три года в Камышловском районе, учительница физики засобиралась домой — к родителям в Нижний Тагил. Здесь она вышла замуж и стала носить другую фамилию — Расторгуева. В 1975 году на Вагонке была построена 39-я школа. Людмила Сергеевна и её молодые коллеги создали коллектив, где главными принципами стали профессионализм, единство требований, уважение друг к другу и детям.

— Это только кажется, что опытный учитель спокоен за свой авторитет. Я каждый раз, приходя на урок в новый класс, понимаю, что ученики сравнивают меня с другими педагогами, и изо всех сил стараюсь быть на высоте. Но и богом для детей быть не стремлюсь. Всегда им говорю, что если не нравится мой подход, пусть сделают лучше, — признаётся «ОГ» Людмила Сергеевна.

«Не получилось в Тагиле, получится в Москве»

Коллеги считают, что Расторгуева обладает уникальным педагогическим даром. Она не только в совершенстве знает свой предмет, но умеет вместе с теоретическими знаниями передать своим ученикам влюблённость в точные науки. Не зря же лицеисты шутят, что её уроки любого лирика превратят в физика. Так случилось тридцать лет назад с семиклассником Костей Новосёловым. На уроках физики учительница его особо не выделяла — в классе многие ребята увлекались предметом и посещали кружок «Юный физик». Но в дальнейшем симпатии мальчика переросли в настоящую любовь к науке. Учитель и ученик стали единомышленниками. В девятом классе Костя поступил в заочную школу при Московском физико-техническом институте. Вместе с Людмилой Сергеевной он засиживался допоздна в школе, выполняя задания, перед которыми пасовали и студенты.

В 1991 году Костя Новосёлов окончил лицей и попытался поступить в Нижнетагильский технологический институт. На экзамене по математике получил тройку и не прошёл. Обиделся, замкнулся. А учительницу физики неудача Кости не обескуражила.

— Я ему тогда сказала: «Не получилось в Тагиле, получится в Москве», — вспоминает Людмила Сергеевна. И эти слова оказались пророческими. Константин поступил в Московский физико-технологический институт на факультет квантовой электроники и вся семья Новосёловых уехала в подмосковный Красногорск. Выпускник тагильского лицея окончил вуз с отличием и сделал блестящую карьеру физика-исследователя. После получения Нобелевской премии в Нижний Тагил пришёл подарок от ученика любимому преподавателю: публикация работы «Новаторские эксперименты по исследованию двумерного материала графена». Именно она обеспечила Новосёлову мировую известность и сделала его самым молодым нобелевским лауреатом.

Получив Нобелевскую премию, Новосёлов говорил в интервью федеральным изданиям:

— Я благодарен своему преподавателю физики Людмиле Сергеевне Расторгуевой за то, что она укрепила мой интерес к научному поиску. Все экспериментальные навыки я получил в школе.

Сейчас он — профессор Манчестерского университета, но несмотря на расстояние, поддерживает связь с любимой учительницей.

Областная газета Свердловской области