В Минске кондукторов заменили на валидаторы

После материала о неудачном эксперименте со стационарными валидаторами в общественном транспорте Екатеринбурга (см. «ОГ» от 27 января 2015 года) наши читатели стали делиться своими впечатлениями о работе подобных систем в других городах не только России, но и СНГ. Режевлянин Виктор Бобров рассказал, например, как платят за проезд в общественном транспорте Минска.

«В Минске во всех автобусах, троллейбусах и трамваях не так давно установили валидаторы, а кондукторов либо перевели на должности контролёров, либо сократили. Валидаторы стоят возле каждого входа и иногда в глубине салона. Большинство ориентированы на работу со смарт-картами (аналог Е-карты). Но некоторые работают и с бумажными билетами, которые можно купить в киосках «Минсктранса» (по обычной цене) или у водителя (на 10 процентов дороже). По сути, это современный вариант компостера: вы просовываете в щель свой билет, валидатор пробивает его — готово. В минском транспорте эти устройства не ломаются так часто и помогают корректировать количество единиц транспорта. Стал валидатор показывать рост оплат — значит, нужно увеличить число автобусов на этом маршруте.

О контролёрах «Минсктранса» особый разговор. Зайдя в автобус, они сразу отключают валидаторы и начинают проверять наличие билетов у пассажиров. Если вы оплатили проезд — бояться нечего. Если нет — можно попытаться отделаться фразой «Я только зашёл». Вам поверят, но проконтролируют, чтобы вы обилетились. Иначе заставят выйти на ближайшей остановке или заплатить штраф (около 390 российских рублей).

«Зайцев» в минском общественном транспорте много и они очень разнообразны по полу, возрасту и социальному положению. А вероятность появления контролёров зависит от наполненности автобуса или троллейбуса: чем меньше пассажиров и чем легче их проверить, тем больше шансов наткнуться на контролёров. Изредка их сопровождают милиционеры.

Автор публикации в «ОГ» называет два способа, которыми, по мнению специалистов, можно заставить людей добровольно оплачивать проезд без кондукторов: увеличение штрафов и оборудование остановок посадочными платформами наподобие турникетов метро. Я бы предложил третий вариант: адекватная стоимость проезда и нормальная транспортная ситуация. Наказывать людей можно без устали, но не факт, что «зайцев» станет меньше.

Конечно, стоимость проезда в 23 рубля не так уж и высока. Но все предыдущие повышения прошли очень быстро. И мне как пассажиру общественного транспорта очень не хотелось бы, чтобы стоимость билета и далее росла с такой скоростью».

Областная газета Свердловской области