Колокол ждёт

Фадей, сын звонаря Ксении Кабановой, мечтает пройти обучение в школе и звонить в колокола не хуже мамы. Но ему пока рано, нужно подрасти: на курсы принимают людей в возрасте от 14 до 65 лет. Фото: Алексей Кунилов.

Фадей, сын звонаря Ксении Кабановой, мечтает пройти обучение в школе и звонить в колокола не хуже мамы. Но ему пока рано, нужно подрасти: на курсы принимают людей в возрасте от 14 до 65 лет. Фото: Алексей Кунилов.

Сегодня православные храмы Свердловской области, как и многие предприятия, испытывают дефицит… квалифицированных кадров. Речь идёт о профессиональных звонарях: подлинного мастера колокольных переливов найти непросто, вот и раздаётся со многих свердловских колоколен не музыка, а монотонное «боммм-боммм». Впрочем, скоро какофония уйдёт в прошлое: во вторник, 7 апреля, митрополит Екатеринбургский и Верхотурский Кирилл открыл школу православных звонарей в храме «Большой Златоуст».

— Мы рады, что в Екатеринбурге появилось это очень необходимое учебное заведение, такую церковную практику должны пройти многие люди из всех уголков нашей митрополии. Когда строился этот храм, сразу была мысль, что он должен стать центром колокольного звона, ведь это храм-колокольня, — отметил владыка Кирилл после освящения учебной звонницы и класса.

Кстати

В некоторых храмах проблему нехватки квалифицированных звонарей решают с помощью современных технологий. Так, в селе Николо-Павловском (15 километров от Нижнего Тагила) в церкви Николая Чудотворца на прошлой неделе появилась электронная звонница. Впервые её запустили в Вербное воскресенье (в этом году — 5 апреля) — прихожане были поражены равномерному мелодичному звучанию и красоте колокольного звона. Такого в Николо-Павловском не слышали многие годы. Устройство представляет собой небольшой электронный блок, который управляет приводами, подключёнными к обычным колоколам. Имитируются движения рук и ног звонаря, при этом можно регулировать силу удара в колокол.

— Настоящие звонари говорят, что в таких установках одни минусы, потому что подменяется живой человек, души нет. Но эта система хороша для тех церквей, где нет хороших штатных звонарей. Раньше у нас было всего два колокола, нормального звона с ними не устроить. Один человек пожертвовал нам деньги на недостающие колокола, и мы докупили ещё пять штук. Встал вопрос: а кто же будет звонить? И возникла идея приобрести такую электронную систему. Это дорогостоящая вещь, но нашлись благотворители, которые нам помогли. Естественно, живой звонарь, если он мастер, гораздо лучше. Ребятам, которые раньше в наши два колокола звонили, я сказал — смотрите, как эта штука работает и учитесь у неё. Отправить кого-то в Екатеринбург на учёбу в сельском приходе сложно, ведь человека придётся отрывать от семьи и от постоянной работы, — рассказал «ОГ» отец Евгений, настоятель храма.

Школа православных звонарей открылась на базе уральского колокольного центра, который был основан в декабре прошлого года. Помимо обучения звонарей специалисты центра занимаются обустройством, проверкой и техническим обслуживанием колоколен, а также организуют фестиваль колокольного звона.

— Набор на курсы православных звонарей ограничен — 10–12 мест, ведь класс у нас небольшой. На подготовку хорошего звонаря уходит около 2,5–3 месяцев. Общие лекции проходят в вечернее время, курсанты будут изучать устав, теорию и основу колокольного звона, кампанологию (науку, изучающую колокола), теорию музыки, основные обязанности звонаря и технику безопасности. А в другие часы курсанты будут индивидуально заниматься на звоннице, отрабатывая разные упражнения. Желающих очень много, и мы смотрим, какие храмы сейчас наиболее нуждаются в квалифицированных звонарях, — рассказал директор Уральского колокольного центра протодьякон Дмитрий Бажанов.

Колокола для учебной звонницы пожертвовал директор Каменского литейного завода Николай Пятков. Разработан инструмент так, что можно звонить в традициях разных колокольных школ. В момент освящения, например, звукоряд колоколов был расположен по московской традиции, но буквально за пять минут их можно поменять местами и получить типично уральскую звонницу. Это даёт возможность максимально полно подготовить специалистов.

Состав первой группы определится к Пасхе, а первое занятие состоится во вторник, 14 апреля. В первую очередь звонарями-профессионалами планируют обеспечить Екатеринбургскую епархию — на её территории находится около 140 колоколен и звонниц. Затем — другие епархии нашей митрополии, а через два-три года в школу начнут принимать и желающих из других регионов Уральского федерального округа.

Хрупкий колокол, крепкий звонарь

— Звонарей, как и любой другой квалифицированной силы, очень не хватает, — отмечает протодьякон Дмитрий. По его словам, с 2006 по 2011 год подобные курсы работали при Храме-на-крови в Екатеринбурге, но закрылись. В целом на них поступили около 200 человек, однако выпустилось за 10 наборов всего 86 звонарей. Сегодня мало кто из них остался: кто-то умер, кто-то переехал, кто-то просто бросил это занятие.

Как правило, в звонари идут люди самых разных социальных слоёв и профессий: от старшеклассников до серьёзных юристов и даже военных. В этом смысле ограничений нет. Главное, быть готовым к длительным физическим нагрузкам, иметь хорошую координацию, музыкальный слух, чувство ритма и быть воцерковлённым. Кроме того, чтобы попасть в звонарскую школу в «Большом Златоусте», необходимо письменное благословение настоятеля прихода и справки от психиатра и нарколога. Всё-таки речь идёт о работе на большой высоте.

— Даже после того как позвонишь в маленькие колокольчики, с непривычки болят мышцы рук. А есть колокола и весом в несколько тонн. Например, у нас строится колокольня в Среднеуральском женском монастыре, для неё уже готов колокол весом в 40 тонн — это четвёртый по весу колокол в России. Чтобы раскачать его язык, нужно около десяти крепких парней, и то через 2–3 минуты звона их должны сменить другие, — рассказал отец Дмитрий.

Помимо работы с тяжёлыми колоколами будущему звонарю не помешает начать бегать: чтобы по несколько раз в день быстро забираться на высокую колокольню, нужны сильные ноги. Да и общая закалка не повредит, ведь любая колокольня продувается всеми ветрами и выходить туда порой приходится даже в 30-градусный мороз.

Мастерству звонарей недаром уделяют столько внимания. Незнакомый с тонкостями этого дела человек может просто испортить колокол, ведь это один из самых хрупких музыкальных инструментов. Кроме того, непрофессионал вряд ли сможет извлечь из колоколов красивые звуки и составить из них гармоничную мелодию. Скорее всего, получится громкая и невнятная какофония. Не верите — попробуйте сами, в Пасхальную неделю (в этом году — с 12 по 19 апреля) колокольни православных храмов традиционно открыты для всех желающих.

Мнение

Отец Илия Кожевников, настоятель прихода во имя Святой Троицы города Полевского:

— Хороших звонарей очень не хватает. Всё-таки есть определённый устав звона: как и когда нужно звонить. Даже в течение одной службы может быть несколько разных звонов: к началу службы, к началу чтения Евангелия и так далее. Благодаря этому человек, даже находясь не в храме, может узнать, что там сейчас происходит и присоединиться. Зачастую нынешние звонари даже элементарных вещей об этом не знают. В Полевском районе сейчас профессиональных звонарей нет ни в одном храме, всё самоучки и звонят, честно говоря, тяп-ляп. Так что мы обязательно будем отправлять своих людей в школу звонарей.

Областная газета Свердловской области