Летний бизнес в тени

Мобильные кафе растут на набережной, как грибы  после дождя. Фото: Ольга Кошкина

Мобильные кафе растут на набережной, как грибы после дождя. Фото: Ольга Кошкина

Летом набережная Екатеринбурга по обилию торговых точек и аттракционов напоминает морской курорт. Только за четверть часа мы насчитали в пешеходной зоне 12 пунктов, где можно перекусить или развлечься. Большинство предпринимателей работает здесь нелегально, не платит налогов и не выдаёт чеков.

«Курортная жизнь» на Плотинке начинается после пяти вечера. Тут полно палаток с прохладительными напитками, мороженым, сладкой ватой и кукурузой. Иногда ларьки с одинаковым ассортиментом стоят в метре друг от друга. Развлечений тоже хватает: за 100–300 рублей вам предложат прокатиться на лошади, арендовать сигвей, выиграть приз, провисев на турнике две минуты.

С продуктовыми и кофе-машинами на набережную, как правило, приезжают сами владельцы, а вот на точках с аттракционами чаще стоят реализаторы: зарплата невелика, зато специальных навыков для такой работы не требуется. Две-три сотенных купюры за развлечение готовы отдать от десяти до ста человек в день — в зависимости от погоды и количества мероприятий. Например, в минувшие выходные во время детского конкурса у бизнесменов не было отбоя. После мероприятия дошколята буквально за полы тянули родителей к пёстрым лоткам с мороженым и к машинкам.

Предприниматели соглашаются: бизнес доходный, только аттракцион-турник может принести до 30 тысяч в день.

— Стоит такой турник 12 тысяч, а окупится моментально, — говорит предприниматель Виталий. — Бывает, человек трижды за один день пробует провисеть на перекладине. Есть секрет — она крутится, поэтому сделать это мало у кого получается.

Владельцы большинства точек на набережной Исети охотно болтают с посетителями, но всё общение сходит на нет после первого вопроса о наличии разрешительных документов. Некоторые честно признаются — их нет.

— Сезонная торговля при нашем климате рассчитана максимум на три месяца. По закону у предпринимателя должна быть контрольно-кассовая техника, жалобная книга, разрешение мэрии с указанием реализуемых товаров, а если это продуктовая лавка, то ещё и документ из Роспотребнадзора, — отмечает екатеринбургский адвокат Иван Кадочников. — Но если предприниматель не заинтересован в том, чтобы соблюсти эти требования и понести дополнительные расходы, он охотнее пойдёт торговать «с лотка» нелегально. Административный штраф составляет всего несколько тысяч рублей — эта сумма при большом потоке клиентов окупится за полдня. Бизнесмену проще получить свою прибыль, заплатить штраф и уйти с рынка товаров и услуг до следующего лета.

В екатеринбургской мэрии «ОГ» подтвердили, что незаконные торговые точки появляются, несмотря на регулярные проверки и попытки упорядочить торговлю. По словам главного специалиста комитета по товарному рынку Максима Рахманова, повысить налоговые доходы с торговли в городской бюджет должна схема размещения нестационарных объектов торговли. Списки на 2015–2016 годы уже утверждены, их можно найти на официальном городском портале.

Комиссия с участием ведомств, структурных отделов администрации и депутатов принимает заявления на размещение нестационарных объектов и формирует схему с указанием конкретных адресов.

— В Екатеринбурге уже почти три тысячи зарегистрированных нестационарных объектов, и заявки продолжают поступать, — пояснил Максим Рахманов. — Риск, что предпринимателю откажут, существует, но здесь каждый случай рассматривается в частном порядке. Зачем ставить торговую точку, если на этом месте уже можно купить аналогичные товары? Уличные же аттракционы схема не предусматривает вообще.

Те, кто решил избежать процедуры оформления объекта, уходят «в тень» и спокойно там существуют. Чиновники уверяют, что от ответственности нарушители не уйдут, но зачастую сезонные бизнесмены оказываются более мобильными.

— Плановых проверок уличных точек общепита, вроде палаток с кукурузой и мороженым, практически не бывает, только по жалобам потребителей, — говорит Наталья Лукьянцева, пресс-секретарь Управления Роспотребнадзора по Свердловской области. — Нет оснований для того, чтобы включить их в график, поскольку у них, как правило, нет стационарных объектов — офиса, базы, кухни. Сегодня палатка или машина с кофе стоит здесь, завтра в другом месте.

Областная газета Свердловской области