Возобновит ли Уралвагонзавод выпуск тракторов?

За семь лет действия сельхоз-программы Уралвагонзавода было выпущено 800 тракторов РТ-М 160. Большинство из них до сих пор работают на полях региона. Этот, например, в совхозе Шумихинском Горноуральского ГО. Неизвестный фотограф

За семь лет действия сельхоз-программы Уралвагонзавода было выпущено 800 тракторов РТ-М 160. Большинство из них до сих пор работают на полях региона. Этот, например, в совхозе Шумихинском Горноуральского ГО. Неизвестный фотограф

Уралвагонзавод переживает не лучшие времена. Просроченная банковская задолженность превышает 3,413 миллиарда рублей. Рабочие уходят в вынужденные отпуска. Спрос на вагоны со стороны РЖД стремительно падает. Озаботившись ситуацией на предприятии, в редакцию «ОГ» позвонил член Совета Федерации РФ Эдуард Россель. Он напомнил, что в 2003 году на УВЗ зародилась программа «Уральский трактор». В 2009 году успешный проект свернули, но почему бы не возобновить его сейчас? «Обратите внимание на эту тему. Возможно, здесь есть о чём поговорить», — посоветовал Россель. И «ОГ» прислушалась к его словам

800 тракторов РТ-М 160 и их модификаций были изготовлены за период действия программы

Государственная политика импортозамещения подвигла многие российские предприятия на расширение производственного «кругозора», но с нуля начинать выпуск наукоёмкой продукции невероятно трудно. В этих условиях не грех вспомнить проекты, которые могли бы стать базой для развития сразу нескольких отраслей экономики. Один из таких магистральных проектов Свердловской области — «Уральский трактор». В современных условиях он вновь вызывает интерес у машиностроителей и сельхозпроизводителей региона. Проект «Уральский трактор» жил совсем немного — семь лет. За это время нижнетагильским машиностроителям удалось пройти путь от первых неуклюжих образцов до малых серий безотказных полевых трудяг.

Родина гусениц

Россия стала родиной трактора на гусеничном ходу. Его изобрёл и построил механик-самоучка Фёдор Блинов.

В 1879 году он получил патент на «вагон особого устройства с бесконечными рельсами для перевозки грузов по шоссейным и просёлочным дорогам». Во время советской коллективизации выпуск тракторов в нашем государстве составлял уже 40 процентов от мирового производства. А в послевоенные годы в СССР были построены шесть тракторостроительных гигантов.

После распада Союза тракторный парк в отечественном сельском хозяйстве стал постепенно ветшать. Обновляя технику в последние десятилетия, сельхозпредприятия и фермеры, как правило, приобретают машины на гусеничном ходу российского производства, а вот колёсные трактора покупают за границей. Большинство современных колёсников привезены из Минска, Харькова и Синтая.

Искали, чем загрузить производство

Изучая в 2003 году отчётные документы министерства промышленности, науки и технологий, нижнетагильские машиностроители заинтересовались фактом дефицита на российском рынке тракторов второго класса тяговой мощности. На Уралвагонзаводе в это время велись поиски дополнительной загрузки производства. Было решено освоить выпуск перспективной продукции. Чтобы не изобретать тракторный «велосипед», сотрудники вновь созданного конструкторского бюро обратились к опыту липецкого коллеги Александра Дурманова. Выстраданная им, но так и не получившая широкого применения машина ЛТЗ-155 стала прототипом для создания российского трактора — модернизированного РТ-М 160.

В сборочном цехе организовали участок по производству тракторов. Первые образцы с заводскими номерами были направлены на полевые испытания в хозяйства Свердловской области. На каждый заводился журнал, в котором отмечались все выполняемые машиной сельхозработы и замечания персонала. После возвращения техники эти замечания становились руководством к действию — трактора доводили до ума. Значимым событием стала проверка нижнетагильских образцов в ФГУ «Поволжская машинноиспытательная станция». В заключении, выданном специалистами станции, говорилось, что по материалам испытаний заводу рекомендовано повысить надёжность трактора. В 2005 году трактор был включён в государственный реестр.

— Конечно, нам было тяжело тягаться с иностранными производителями. Первые трактора мы только учились делать — это непростое изделие. Были и конструкторские, и инженерные ошибки. Но последние трактора мы делали очень приличные, исключили все дефекты. Я считаю, что селянам наш трактор просто необходим. Есть же документы, грамоты с выставок, даже медали, — уверен Юрий Любимов, работавший главным инженером Уралвагонзавода до 2009 года.

Путь к покупателю

В итоге Уралвагонзавод запустил малые серии нового изделия. Универсально-пропашной РТ-М 160 предназначался для работ общего назначения, а также для возделывания и уборки овощей, картофеля и высокостебельных пропашных культур. Широкозахватные комбинированные агрегаты навешивались сзади и спереди. На тракторе могли размещаться также ёмкости для семян, удобрений и гербицидов.

Но и после внесённых усовершенствований путь трактора к покупателю оставался тернистым. Машины, счёт которых шёл на десятки, не могли конкурировать по цене с тракторами, стоящими на потоке. В этой ситуации тагильские машиностроители получили весомую государственную поддержку. В 2006 году 30 машин было приобретено на бюджетные средства Свердловской области. Шесть тракторов выступили в роли призов для сельских хозяйств — победителей в региональном смотре-конкурсе.

В этом же году в Ижевске проходила выставка сельхозтехники, на которой побывал Владимир Путин. Экспозиции президент осматривал в течение часа. При этом на 40 минут задержался возле стенда Уралвагонзавода. После беседы Владимира Путина с гендиректором предприятия Николаем Малых власти Удмуртии начали оказывать всяческую поддержку нижнетагильскому трактору.

Награды тагильского трактора

  • В 2004 году на Всероссийской выставке «Волгоградский агропромышленный форум» завоёвана золотая медаль, на смотре-конкурсе «Интерагромаш» — серебряная. Диплом третьей степени получен на международной специализированной выставке «Агрокомплекс-2004».
  • В Иркутске на конкурсе «Лучший пахарь-2004» уральский трактор соревновался с МТЗ-1221 и Т-150К — техникой, давно известной сельхозпроизводителям, и показал самую высокую выработку.
  • В апреле 2008 года трактор корпорации «Уралвагонзавод» РТ-М 160 получил диплом и серебряную медаль на Международном салоне изобретений, новой техники и продукции в Женеве.
  • На Международной сельскохозяйственной выставке-ярмарке «Золотая нива-2011» РТ-М 160 в скоростных состязаниях всего на три секунды отстал от машины немецкой компании более мощного класса и занял почётное второе место в общем зачёте и первое — в своей подгруппе.

Последним ярким «дефиле» уральского трактора можно считать его «выступление» на выставке «Золотая нива-2011» в Краснодарском крае. Неизвестный фотограф.

Планы перечеркнул кризис

На Уралвагонзаводе были планы по дальнейшему усовершенствованию трактора, но их перечеркнул кризис. Более мощный двигатель разработали для РТ-М 160 специалисты «ЧТЗ Уралтрак», но внедрение предполагало значительные инвестиции, которых у производителей не нашлось. Тагильчане также пытались расширить спектр применения техники. Были представлены образцы трактора для пожаротушения, но значительных заказов не поступило и на них. После 2009 года проект «Уральский трактор» лишился поддержки как на заводе, так и на государственном уровне.

Комментарий

«Областная газета» направила запрос заместителю генерального директора Уралвагонзавода Алексею Жаричу, и получила ответ от имени пресс-службы: «Возрождение сельхозпрограммы на Уралвагонзаводе способствовало бы развитию самого предприятия и удовлетворило бы запросы сельхозпроизводителей России. Спрос на тракторы есть, — пояснили «ОГ» в ответ на запрос. — Тем более серийное производство трактора РТ-М 160 было доведено до должного уровня качества как по линии Конструкторского бюро, так и производства. Например, внедрена гидромеханическая коробка передач, устранены замечания и отказы по главной передаче ПВМ и пневмосистеме. Этому способствовало сотрудничество с машиноиспытательными станциями и высшими сельскохозяйственными учебными заведениями в Саратове и Челябинске.

В основном тракторы реализовывались в сельхозпредприятия Свердловской, Кировской и Воронежской областей, в Республику Удмуртия, в Краснодарский и Ставропольский края. Наиболее крупные поставки шли через дилерскую сеть: ОАО «Уралагроснабкомплект» (г. Арамиль), ООО «УралИжСервис» (г. Ижевск), ООО «ТКФ «Дана» (Краснодарский край).

В настоящее время тагильская техника, реализованная через дилера ОАО «Уралагроснабкомплект» (город Арамиль), эксплуатируется на свердловских полях. Партнёрские связи с сельхозпроизводителями Уралвагонзавод поддерживает консультационно. Также реализовано запасных частей к тракторам на сумму более 7,5 миллиона рублей».

Программа была не просто свёрнута, началась волна её дискредитации. «Недоделанный», «Зарубежный пахарь надёжнее», «Агробизнес по протекции» — такие заголовки про РТ-М 160 появились тогда в СМИ. Но это мнение людей, в кабине трактора никогда не сидевших. Те, кто имел дело с тагильской техникой, думают по-другому.

Трактора, собранные на УВЗ, до сих пор успешно работают на полях Свердловской области. Неизвестный фотограф.

Мнения

Николай Секерин, председатель совета группы компаний «УралИжСервис-Плюс»:

— Наша компания стала главным дилером РТ-М 160, мы довели до конечного потребителя каждый третий из выпущенных на УВЗ тракторов. Они были востребованы в хозяйствах нашей республики, а также в Татарстане, Краснодарском крае, Мурманске. До сих пор машины на ходу, поступают заявки на их покупку. Участились они после сворачивания производства в Харькове. Мы бы с радостью помогли, но освоить выпуск трактора — дело трудное, наши предприятия сумели лишь наладить производство запчастей для РТ-М 160.

Олег Иванов, глава Башкарской территориальной администрации, директор СП «Виктория» с 2007 по 2010 год в Новопаньшино:

— Для нашего сельхозпредприятия годы участия в холдинге «Уралвагонагро» были самыми успешными. Мы провели капремонты трёх животноводческих дворов, заменили там оборудование, в частности, молокоохладительную технику. Благодаря помощи завода и правительства Свердловской области значительно пополнили машинный парк: приобрели два комбайна, два трактора и два посевных комплекса. Приходили к нам на испытания и три трактора РТ-М 160. Машины были, конечно, «сырые», но мы относились к этому с пониманием. Это были трактора из первых двадцати образцов.

Вся наша продукция уходила по договорам на Уралвагонзавод. Молоко мы сдавали на Невьянский молокозавод. На полях, кроме зерновых и кормовых культур, выращивали картофель, морковь, капусту. В ходе процедуры банкротства техника была продана, люди уволены. Сейчас все предприятия, работавшие в холдинге, имеют других владельцев. Одни живут похуже, другие получше, но таких темпов развития, как в Уралвагонагро, нет ни у кого.

Сергей Пильщиков, главный инженер ГУП Свердловской области «Совхоз Шумихинский»:

— У нас в хозяйстве работает трактор, выпущенный на УВЗ в первой сотне. Мы его когда-то приобрели по рекомендации областного минсельхоза.

Поначалу мы пробовали использовать его на полевых работах, но он оказался для этого слабоватым. При бороновании полей, когда трактору приходилось тянуть за собой бороны в сцепе, передний кардан дважды ломался — каждый раз приходилось заказывать на заводе новый.

В то же время это трактор маневровый, скоростной, он хорошо зарекомендовал себя на транспортных работах. Используем его при перевозке силосных трав с поля до ямы, доставке грузов на ферму. Он не простаивает.

Ранее у нас было два трактора РТ-М. Вторым нас премировали за хорошие показатели. Но позднее одну из этих машин мы продали — всё-таки основная нагрузка в полевых работах приходится на более мощные трактора.

Областная газета Свердловской области