Семь туринских деревень упразднят

29 июля «ОГ» писала о том, что с карты области исчезнут три посёлка и две деревни в Алапаевском муниципальном образовании. Накануне схожее решение приняли в Туринском городском округе — администрация уведомила местных жителей о предстоящем упразднении семи деревень. Но ликвидация эта — чисто формальная: если в двух алапаевских посёлках ещё остаются люди, то в туринских деревнях давно никого нет.

Муниципалитет ликвидирует опустевшие населённые пункты нечасто — примерно раз в десять лет.

— В нынешний список попали Красново, Берёзово, Дубровино, Кекорка, Окунёво, Санаево и Яр. Жителей и строений там нет, — рассказывает начальник организационно-кадрового отдела администрации округа Светлана Кайгородцева. — Сначала мы планировали упразднить десять деревень, но в трёх обнаружились зарегистрированные граждане. В остальных семи деревнях фактически никто не проживает. Единственное, что удалось обнаружить — четыре незарегистрированных строения в Берёзове: два домика и две бани, поэтому если владелец объявится и решит зарегистрировать своё имущество, упразднять деревню мы не будем.

Большинство деревень из списка были процветающими, но к девяностым стали приходить в запустение. Так случилось, например, с деревней Кекоркой.

— В Кекорке уже давно ничего нет, последние пенсионеры уехали лет десять тому назад, — поясняет глава Липовской сельской управы Виктор Бирюк. — Раньше здесь была ферма, но с годами владелец понял, что держать хозяйство за рекой невыгодно. Школы там никогда не было, дети учились в центральной усадьбе, в селе Липовском, а добираться туда через реку тоже было тяжело.

Похожая история приключилась с деревней Яр Усениновского сельского управления. Фактически населённый пункт не существует с 1981 года: после закрытия фермы людям стало негде работать. Дети учились в школе в соседней деревне Давыдово — её, кстати, тоже сначала планировали упразднять, но пока отложили эту идею.

— Последние жители из Давыдово уехали в 2008 году после большого пожара, — вспоминает специалист администрации Усениновского сельского управления Валентина Черепанова. — Этот населённый пункт пока упразднять рано, должно пройти время. Теоретически возможно, что люди решат сюда вернуться. Однажды уже был подобный случай: в забытую деревню спустя не один десяток лет вернулись местные жители и построили дачные участки.

Но представить возвращение местных жителей в деревню, брошенную 20–30 лет назад, сложно: ни инфраструктуры, ни дорог. Посёлок придётся обустраивать с нуля, а на такой подвиг мало кто решится.

Областная газета Свердловской области