Передайте лопату

«Основной задачей зимней уборки тротуаров является обеспечение нормального движения пешеходов независимо от погодных условий», гласит Регламент зимнего содержания объектов улично-дорожной сети Екатеринбурга. Фото: Алексей Кунилов.

«Основной задачей зимней уборки тротуаров является обеспечение нормального движения пешеходов независимо от погодных условий», гласит Регламент зимнего содержания объектов улично-дорожной сети Екатеринбурга. Фото: Алексей Кунилов.

  • Опубликовано в №224 от 04.12.2015

Сколько бы ни было техники, Екатеринбург всё время не готов к снегопаду. Каждый раз картина одна и та же: плохо почищенные дороги, снежные кучи, сваленные по обочинам, ледяная корка на тротуарах. Как следствие — дорожные аварии и очереди в травмпунктах. По факту некачественной уборки снега уже ведёт проверку прокуратура, рейды по улицам устраивают и областные депутаты. Некоторые из них уже высказали вариант решения проблемы — перевести снегоуборочные работы на аутсорсинг.

Кстати

На официальном сайте Екатеринбурга размещён «Регламент зимнего содержания объектов улично-дорожной сети». Вот несколько показательных выдержек. Сравните, как должно быть по документу, и как происходит на самом деле.

  • «Время, необходимое для уборки тротуаров и пешеходных дорожек после окончания снегопада или метели, не должно превышать трёх часов».
  • «Время, необходимое для окончательного устранения недостатков на тротуарах и пешеходных дорожках, не должно превышать одни сутки после окончания снегопада».
  • «Нормативные сроки ликвидации зимней скользкости на внекатегорийных дорогах и дорогах первой категории не должны превышать 5 часов с момента её обнаружения до полной ликвидации, на дорогах второй и третьей категории — 6 часов».
  • «Запрещается сбрасывание снега с тротуаров на проезжую часть. Сформированные кучи не должны мешать механизированной уборке тротуаров».
  • «Ширина снежных валов в лотковой зоне улиц не должна превышать 2–2, 5 м, валы снега должны быть подготовлены к погрузке в самосвалы».
  • «При длительном снегопаде циклы механизированного подметания проезжей части осуществляются после каждых 5 см свежевыпавшего снега».

Оплата по результату

Сейчас уборкой снега в Екатеринбурге занимаются семь дорожно-эксплуатационных управлений (ДЭУ), каждое из них очищает основные дороги в закреплённом за ним районе города. А для обработки тротуаров и остановочных комплексов администрация города задействует частные компании — в среднем по три подрядчика в каждом районе убирают снег и посыпают участки специальной смесью для устранения наледи. Компании выбираются по результатам конкурса, с каждой из них заключается госконтракт на год.

По мнению депутата Законодательного собрания Свердловской области Алексея Коробейникова, проблема заснеженного Екатеринбурга кроется в некачественной работе муниципальных ДЭУ, поэтому он выступил с инициативой о передаче уборки улиц сторонним организациям по договору аутсорсинга. В этом случае выбирать компании будут на конкурсной основе, а оплату производить после того, как общественность и депутаты оценят чистоту участка и подпишут акт приёмки выполненных работ. В ближайшее время Коробейников планирует передать идею на рассмотрение коллегам из Екатеринбургской думы.

— Когда нет возможности качественно производить уборку снега, это дело перепоручают частным компаниям, такая практика применяется в других муниципалитетах, как в России, так и в Европе, — комментирует Алексей Коробейников. — Тут и оценка работы будет проходить более эффективно, и не будет возникать вопросов о том, соответствуют ли данные отчётов реальности. Тем более по части оплаты работа аутсорсинговых компаний обойдётся дешевле — коммерческие организации привыкли оптимизировать свои затраты, в то время как у муниципальных это не всегда получается. Наглядный пример — Пермь, где уборкой снега как раз таки занимаются частные компании: в прошлом году на содержание одного квадратного метра дороги они потратили 41 рубль, а в Екатеринбурге пришлось заплатить все 78.

Аналогичное мнение высказывал депутат Законодательного собрания области Дмитрий Ионин. По его словам, в подходе к уборке улиц, которая сейчас работает в Екатеринбурге, заложена системная ошибка. Если у подрядчика-частника зимой высвобождаются дополнительные самосвалы (поскольку окончен сезон земляных работ), то у ДЭУ тех же самосвалов фиксированное количество. В результате зачастую при уборке погрузчики ДЭУ банально простаивают, ожидая, пока их самосвалы разберутся с тем количеством снега, которое они могут вывезти.

Поучиться у соседей

В Перми содержанием улично-дорожной сети города действительно занимаются подрядные организации, с которыми заключается муниципальный контракт на три года по итогам конкурсных процедур. Об этом «ОГ» рассказали в пресс-службе администрации города. Контракты включают в себя летнее и зимнее содержание дорог, а также их текущий ремонт. Деятельность подрядчиков контролируют МКУ «Благоустройство» районов, а за работой районов следит контрольно-аналитический департамент администрации города.

— Мы оплачиваем работы подрядных организаций по конечному результату: неважно, какой объём снега вывез подрядчик. Главное, чтобы территория, находящаяся на содержании компании, соответствовала заложенным в контрактах параметрам, — объясняет пресс-секретарь пермской администрации Наталья Старкова. — В случае если выявляются нарушения, размер оплаты работы подрядной организации по итогам месяца снижается.

Похожим образом работу построила администрации Челябинска: там уборкой снега и устранением гололёда на автодорогах занимается генеральный подрядчик, который выигрывает тендер. Финансирование осуществляется согласно годовому контракту.

Экономия или расточительство?

Екатеринбург имеет опыт работы с частными компаниями лишь в плане уборки ряда тротуаров. Но в городской администрации результатом не очень-то довольны: наледь убирают плохо. Виной тому ограниченный бюджет, на который мэрия жалуется в любой ситуации.

— Нужно учитывать, что у нас ограниченный бюджет, мы вынуждены ужимать финансирование во всём, — говорит мэр Екатеринбурга Евгений Ройзман. — У нас стоимость уборки тротуаров — 14 копеек за квадратный метр, именно с такой стоимостью выиграли конкурс частники, которые её осуществляют.

Но если уборка стала предметом экономии, то почему расходы на неё каждый год растут, как и номинальная численность техники и рабочих? В 2012 году парк зимней муниципальной техники в ДЭУ составлял 246 единиц и трудилось 597 рабочих (включая водителей и механизаторов) — это следует из годового отчёта мэрии перед депутатами. По последним отчётам администрации, на днях порядок в Екатеринбурге наводили уже 582 единицы техники и 768 дорожных рабочих.

Тем временем в рамках надзорных мероприятий прокуроры города проверяют работу коммунальных служб по очистке придомовых территорий и дорожного полотна на соответствие существующим в жилищном законодательстве требованиям. Сотрудники ведомства уже проинспектировали городские улицы и сделали для себя предварительные выводы.

— По результатам рейда 23 ноября уже был выявлен ряд нарушений, но о внесённых нами актах реагирования более точно мы сообщим в конце декабря, — комментирует пресс-секретарь облпрокуратуры Марина Канатова. — Возможно, за это время снова активно начнёт выпадать снег и проявятся новые факты бездействия служб.

Комментарий

Плохая уборка улиц, гололёд нередко становятся причиной травм и переломов. У горожанина, с которым это случилось, возникнет вопрос, можно ли отсудить компенсацию у ответственных за уборку? Но по мнению юристов, заниматься этим муторно и практически бесполезно.

Иван Кадочников, юрист:

— Чтобы возместить ущерб при получении травмы, необходимо доказать не только сам факт причинения вреда (он будет зафиксирован при обращении в травмпункт), но и причинно-следственную связь между падением и неочищенной дорогой. Потребуются месяцы, чтобы доказать, что ты упал именно на муниципальной дороге, а не на придомовой территории, и именно из-за скользкой дороги, а не, например, из-за алкогольного опьянения. В итоге человек потратит массу времени, сил и средств, чтобы получить компенсацию в несколько тысяч рублей.

Областная газета Свердловской области