В Нижней Салде найдены часы, подаренные Демидову Петром I

Это фото сделано в 90-х годах XIX века, часы располагались  на колокольне слева. Неизвестный фотограф

Это фото сделано в 90-х годах XIX века, часы располагались на колокольне слева. Неизвестный фотограф

  • Опубликовано в №227 от 09.12.2015

При разборе руин колокольни Никольской церкви в Нижней Салде были обнаружены элементы часового механизма. С боем этих башенных часов салдинцы целый век сверяли время. Их появление в городе они связывают с именами Петра Великого и основателя Нижнесалдинского завода Никиты Акинфиевича Демидова.

Архивных источников нет, но в Нижней Салде живёт устойчивая легенда, которую знает каждый местный школяр: башенные часы Пётр I привёз из Голландии и подарил их своему протеже — заводчику Никите Демидову с пожеланием начать сборку часов на уральских заводах. Далее история часов имеет уже документальные подтверждения. В хрониках встречается факт серьёзной поломки, после чего механизм был разобран и долгие годы хранился на Невьянском заводе.

Детали знаменитых часов обнаружены недавно при расчистке фундамента колокольни. Фото: Галина Соколова

Внук и тёзка соратника Петра Никита Акинфиевич Демидов при разделе отцовского имущества получает не только огромное заводское хозяйство Нижнетагильского округа, но и неисправные часы. Заводчик любил порядок и красоту во всём. Он строит мощный завод на реке Салде, по соседству повелевает возвести гордый храм и украсить его колокольню башенными часами.

— В 1771 году Никита Демидов направил в свою «столицу» — Нижнетагильский завод — инструкцию. Несколько строк в ней было отведено часам: «Доставшиеся по разделе разобранные башенные часы по приезде Жепинскому велеть собрать, а чего недостает, то приделать и употребить на Салдинском заводе, и буде льзя, то поставить оные на колокольне», — историю появления часов в Нижней Салде рассказывает «ОГ» директор местного музея Ирина Давыдова.

Тагильский механик Егор Кузнецов-Жепинский не только вносил усовершенствования в добычу руды и металлообработку. Он также славился изготовлением механических шедевров, среди которых были астрономические часы с музыкой и кукольным театром. Тому, кто сам творит технические чудеса, поправить испорченный механизм — дело несложное.

Вскоре заводская контора письменно сообщала Демидову: «Доставшимся от Невьянского завода часам Жепинский собрал и вновь приделал принадлежность, и на Нижнесалдинском заводе в действие привёл, и действуют они изрядно».

Часы стали дополнительным штрихом к великолепию Никольской церкви, которую спроектировал и к 1829 году построил архитектор Александр Чеботарёв. Колонны и пилястры, богатая лепнина и роспись, купол со световым фонарём — заводской храм был построен в традициях русского классицизма, и стал одной их главных достопримечательностей города.

Как почти все культовые сооружения России, в советские годы Никольская церковь пережила эпоху разрушительных гонений.

— Сначала в храме открыли столовую, но рабочие не желали здесь обедать. Тогда организовали там тракторную колонну, прорубив для въезда двери в стене. Позднее решили на кирпич разрушить двухъярусную колокольню вместе с часами. Но так вышло, что кирпича не добыли, всё рассыпалось в крошку. Сверху кучи присыпали шлаком, — рассказывает историю разорения храма староста церкви салдинец Леонид Чукин.

В лихие девяностые разграбление церкви продолжилось. Дельцов, организовавших на металлургическом заводе рейдерский захват, мало беспокоили целостность лепнины, покрытой сусальным золотом. Но в конце двадцатого века стараниями отца Михаила (Парыгина), настоятеля нижнесалдинского храма Александра Невского, и местных прихожан было начато восстановление Никольской церкви. Для Леонида Чукина, Михаила Ловкова, Сергея Мухлынина и их единомышленников спасение салдинской святыни стало делом жизни. Продвигаясь с неспешной основательностью, они планируют полностью восстановить исторический облик церковного ансамбля.

На днях удивительные находки, на которые богата эта работа, пополнились ещё одним артефактом. При расчистке фундамента колокольни были обнаружены искорёженные детали знаменитых часов. Среди них шестерни, храповое колесо и циферблат. Пока дальнейшая судьба исторических обломков не определена. Возродить из груды проржавевшего металла часовой механизм вряд ли смог бы даже мастер Кузнецов-Жепинский. Но салдинцы уверены, что артефакт, связывающий имя их города с Петром Великим и династией Демидовых, должен быть сохранён для потомков. Чтобы помнили и гордились.

Областная газета Свердловской области