В Шале живёт мать-героиня: 11 детей, 28 внуков, 46 правнуков

Самого младшего ребёнка, дочь Валентину, Татьяна Климова родила в 42 года уже в статусе матери-героини. Фото: Дмитрий Сивков

Самого младшего ребёнка, дочь Валентину, Татьяна Климова родила в 42 года уже в статусе матери-героини. Фото: Дмитрий Сивков

  • Опубликовано в №017 от 02.02.2016

Официальное мероприятие обернулось неожиданным открытием. 26 января сотрудники управления социальной политики по Шалинскому району навестили жительницу Шали Татьяну Климову, чтобы поздравить с 90-летним юбилеем и вручить ей персональное поздравление Президента России Владимира Путина. Каково же было удивление гостей, когда среди медалей на кофте юбилярши они увидели орден «Мать-героиня» — одну из высших наград СССР, вручённую Татьяне за рождение 11 детей.

Кстати

К высшим степеням отличия в Советском Союзе относились звания Герой Советского Союза, Герой Социалистического Труда, город-герой, крепость-герой и мать-героиня. Последнее, совместно с орденом «Мать-героиня», учреждены Указом Президиума Верховного Совета СССР 8 июля 1944 года для присвоения матерям, родившим и воспитавшим десять и более детей, включая усыновлённых в законном порядке. Всего этого звания и ордена было удостоено порядка 431 000 советских женщин.

Учитывая статус награды, следовало ожидать к её обладательнице и соответствующего отношения. Почему же так вышло, что о матери-героине прежде не знали? Как говорит начальник управления соцполитики района Татьяна Ялунина, данных об обладательнице ордена в их базе данных нет.

— Может, потому что получала награду не у нас? — сделала предположение Татьяна Владимировна.

Высшая награда Советского Союза полвека пролежала в сундуке. Фото: Дмитрий Сивков

Действительно, орден мать десятерых детей получала в Пермской области, в деревне Проносное. После окончания рабочего дня, на собрании работников мебельной артели. Так сказать, в рабочем порядке. Приехал кто-то «из района», вручил коробочку с наградой и грамоту Президиума Верховного Совета СССР. Вот и все торжества. А со звездой с тех пор так на людях и не показывалась. Ни в Проносном, ни в Шале, куда Климовы перебрались в 1972 году, когда с ними остались только пять младших детей.

— А чего показывать-то, — объясняет Татьяна Александровна. — Люди ещё не так поймут, мол, хвастаюсь.

— Накануне 70-летия Победы мы всё-таки настояли, чтобы мама прикрепила орден, — вступает в разговор дочь Зоя Маркова — десятый ребёнок, за которого, как говорит мать, ей и «дали медаль». — Так и то отнекивалась, говорила: «Чего её надевать? Не «победная» ведь награда».

Правда, и тогда в люди выйти не получилось, незадолго до торжественного собрания, где должны были чествовать ветеранов войны и тружеников тыла, Татьяна Александровна приболела. Следующий случай примерить «парадную» кофту выпал более чем через полгода.

Пожилая женщина, действительно, к «победным» наградам относится с большим пиететом, чем к высшей награде страны, данной за семейные заслуги. Может, ещё и потому, что та война прошла и через её жизнь тоже. Односельчанин Михаил Климов вернулся с войны инвалидом — тяжёлое ранение руки. Командир взвода танкового десанта, младший лейтенант, орденоносец не дал согласия ампутировать предплечье, хотя врачи в этом случае обещали, что через пару месяцев дома будет. Но молодой человек настоял: «Лечите!» и полтора года отлежал в госпитале, пока руку более-менее не привели в порядок. Одно слово — боевой. Как было за такого замуж не пойти?

— Мама против была. Говорила, что пойдёшь за калеку, так достанется самая тяжёлая работа по дому, а я поперёк пошла. И не пожалела. Сорок шесть лет вместе прожили, одиннадцать детей воспитали, — говорит Татьяна Александровна.

Люба, Юра, Александр, Раиса, Нина, Володя, Галина, Людмила, Римма, Зоя и Валентина. Трёх старших уже нет в живых, счёт пополнили 28 внуков и 46 правнуков. Большинство живут в Шале и в соседнем Пермском крае. По праздникам небольшой родительский дом становится полной чашей. Такое вот богатство Татьяна Александровна нажила со своим лейтенантом — его, к сожалению, нет уже четырнадцатый год. Она вспоминает:

— Уже по старости, когда коров пасти ходил, пела ему частушку: «Полюбила лейтенанта, оказался генерал. Посмотрела в воскресенье — генерал коров погнал».

Они, казалось бы, простые люди: он разнорабочий в леспромхозе, она техничка на станции, но оказались настоящими генералами семейной жизни. И награды получали под стать.

Областная газета Свердловской области