«Армату» в Нижнем Тагиле собирают даже в гараже

Вездеход Сергея Александрова не зарегистрирован как транспортное средство, тагильчанин ездит на нём только  в лесу по бездорожью. Фото: Галина Соколова

Вездеход Сергея Александрова не зарегистрирован как транспортное средство, тагильчанин ездит на нём только в лесу по бездорожью. Фото: Галина Соколова

  • Опубликовано в № 024 от 11.02.2016

Аэросани, моторные лодки, трактора, мотоциклы, трайки, багги, сноудог — это далеко не полный список транспортных средств, которые собрал за свою жизнь известный в Нижнем Тагиле умелец Сергей Александров. Нынче у него прошли удачные испытания вездехода «Йети-2», в котором много конструктивных особенностей бронетехники.

Сергей Павлович выводит свою чудо-технику из гаража, и по бездорожью мы устремляемся к ближайшему лесу. С оглушительным рёвом малыш на гусеницах таранит снежные сугробы. Кусты и поваленные деревья тоже не стали для него преградой.

— Этот вездеход способен развивать скорость до 26 километров в час. Мощность двигателя — 15 лошадиных сил. Полного бака бензина хватит часа на три. Поворотный механизм сродни танковому. Я уже несколько раз брался за гусеничную технику. Этот получился удачнее всех, — объясняет Сергей Александров.

Сделал вездеход Александров на спор. Работал он в конструкторском бюро Уралвагонзавода. Коллеги трудились над созданием новой примы оборонной промышленности и над Сергеем Павловичем подтрунивали:

— Слабо тебе, Палыч, маленькую «Армату» смастерить в своём гараже?

Вот он и загорелся. Не танк, конечно, получился, но многие конструктивные особенности грозной машины в вездеходе присутствуют, например, бортовые фрикционы. Да и шуму при движении он производит не меньше.

Сергей Павлович по профессии инженер-литейщик. На основной работе занимался рождением техники, и хобби выбрал родственное. Уникальный транспорт создавал с детства.

— Рос я в Каменске-Уральском. Дом был возле речки, на ней и проводил первые испытания. Первым делом построил аэросани, но они не завелись. Не отчаялся, к лету сделал моторную лодку. Тут уже получилось, — вспоминает мастер.

В армии Александров отвечал за боеспособность бронетехники, потом получил приглашение на работу в уральский танкоград — Нижний Тагил. Здесь получил сразу два места работы: на заводе и во Дворце творчества юных. Чем занимался на УВЗ, рассказывать не торопится, а вот что собирал с мальчишками в техническом кружке — пожалуйста.

— Снегоочиститель со шнеком сделали, трактор тоже. Но больше всего нравились багги. Наш автоклуб по сей день силён, а в советское время, когда директорствовал во Дворце Матвей Цейтлин, наши ребята на областных и союзных турнирах побеждали. Это было сообщество единомышленников. Я получал там 33 рубля, но домой их не приносил, всё уходило на запчасти, — рассказывает Сергей Павлович.

В 90-е годы педагогическую деятельность Александров закончил, зато увлёкся мотоциклами, на шестом десятке лет вступил в местный клуб байкеров «Скифы». Ездит исключительно на самоделках: есть у него и двухколёсные мотоциклы, и трайк. «Скифы» уважают «Палыча» за любовь к скорости и ценят за золотые руки. Был случай, когда это отношение прошло проверку.

— Несколько лет назад сгорел у меня дом. На восстановление потратил 800 тысяч рублей. Половину из них собрали друзья по клубу.

Другие люди в 65 лет чувствуют себя старичками, а Сергей Павлович — просто красавец. Бандана с черепами и усы «а-ля Боярский» ему к лицу. И в молодёжных видах спорта Александров смотрится гармонично. Например, недавно его увлёк сноудог. Это вошедшее недавно в моду за границей средство передвижения на одном колесе и двух лыжах. Сделал Алекандров себе такую «снежную собаку» и принял участие в соревнованиях в Тольятти. В общем, неспокойный это человек. Огородом ему заниматься некогда и скучно, а чтобы жена не ругалась, он для хозяйственных дел тоже что-то время от времени мастерит: окучиватель, тачку… Но мечты его от будничных дел далеки. Вот закончит новый байк собирать — и возьмётся за вездеход на воздушной подушке.

Областная газета Свердловской области