Автор проекта храма на воде: «Я представлял плывущий по волнам корабль»

Яркий стиль, в котором будет выполнен храм, архитектор называет «московское узорочье»

Яркий стиль, в котором будет выполнен храм, архитектор называет «московское узорочье»

  • Опубликовано в №102 от 09.06.2016 

В марте в СМИ впервые попал эскиз храма Святой Екатерины, который решили возвести прямо в акватории городского пруда на специальной насыпи. Проект «храма на воде» вызвал противоречивую реакцию — от жарких дискуссий до разговоров о том, что это всего лишь «газетная утка». Однако эскиз храма во имя покровительницы города обретает реальные очертания, и на днях губернатор Евгений Куйвашев поручил главе правительства Свердловской области Денису Паслеру и руководителю администрации главы региона Владимиру Тунгусову до 20 июня сформировать рабочую группу по строительству храма. «ОГ» связалась с автором проекта — заведующим кафедрой истории искусств и реставрации Уральского государственного архитектурно-художественного университета Михаилом Голобородским.

— Михаил Венидимович, до сих пор вы проектировали и реконструировали православные здания на земле. Как родилась идея создать храм на воде?

— С этой идеей ко мне обратились гендиректор УГМК Андрей Козицын и председатель совета директоров Русской медной компании Игорь Алтушкин, которые решили сделать подарок к 300-летию Екатеринбурга и к 2023 году на свои средства построить новый собор Святой Екатерины. Шесть лет назад собор предлагалось восстановить на площади Труда, на месте фонтана «Каменный цветок». Горожане выступили против, и правильно сделали: это место не годится для строительства.  Во-первых, это одно из самых уютных мест в городе: зелёных зон у нас и так немного. Во-вторых, городская инфраструктура сложилась уже без этого здания, и собор диссонировал бы со зданиями вокруг. В-третьих, здание будет хорошо восприниматься только на большой площади, чтобы читались все его фасады. А в-четвёртых, стройка затруднила бы работу и без того перегруженной транспортной сети. Возведение храма в акватории городского пруда снимает эти вопросы.

— Но выглядит очень непривычно. В России храмов, построенных на воде — единицы: на Вуоксе в Ленинградской области, на искусственном острове Угличского водохранилища близ города Калязин…

— На совете архитекторов мне задавали тот же вопрос: по традиции, мол, храмы строят на горе. Но при чём тут Екатеринбург, который находится не на горе, а в чаше? Образно говоря, наш город — это амфитеатр, арена которого — городской пруд. Поэтому логичным было предложение построить храм именно здесь. Архитекторы и раньше стремились подчеркнуть постройками главные планировочные оси города — дорогу из Москвы в Сибирь и русло пруда и реки Исеть (одна из таких попыток — телевизионная башня), но эта идея не получала логического завершения. Работая над проектом, я представлял плывущий по волнам корабль. 

— Каким должен быть соборный храм?

— Своей композицией и внешним обликом соборный храм несёт идею объединения,  поэтому должен иметь центрическую композицию. Сооружение стремится вверх: есть шатры и маленькие главки (всего у храма — девять глав), а в центре — не огромный массивный купол, а многоярусная башенка с небольшой главкой, увенчанной короной, как Святая Екатерина. Высота храма — 62 метра, это не тот давящий объём, как если бы это был традиционный купольный храм. Эскиз будет дорабатываться, это пока не окончательный вариант — постараемся учесть все конструктивные предложения.

— На ваш взгляд, почему горожане изначально встретили проект в штыки?

— Возмущений было много: начиная с того, что собор перекроет вид на стадион «Динамо» (хотя этого не произойдёт), до демагогии в духе: «Куда Екатеринбургу ещё один храм?» Но больше всего споров вызывает стилистика храма.

— Меня она, признаюсь, тоже удивила в хорошем смысле…

— За образцы мы взяли Храм Василия Блаженного в Москве и Храм Спаса-на-Крови в Санкт-Петербурге, которые ориентировались на стиль «московского узорочья». Затейливые формы и обилие декора, яркость и объёмность — всё это отсылает к архитектуре второй половины XVII века, когда храмовая русская архитектура приобрела свою самобытность. Сегодня коллеги ориентированы на современную архитектуру, но мне кажется, для храма на воде такое яркое, смелое решение подходит как нельзя кстати. Надеюсь, что храм станет одним из самых узнаваемых символов Екатеринбурга.

Досье «ОГ»

Михаил Венидимович Голобородский — профессор, заведующий кафедрой истории искусств и реставрации УрГАХУ, член Союза архитекторов России. Родился в 1954 году в Свердловске. Окончил Свердловский строительный техникум, а затем Свердловский архитектурный институт. Участвовал в проектировании жилых районов «Синие Камни» и «Ботанический» в Свердловске, а также в разработке региональных типовых серий крупнопанельных жилых домов. С начала девяностых занимается проектированием и реставрацией культовых зданий в области и за её пределами.

Областная газета Свердловской области