«Умным быть несложно – конкуренция небольшая»

Михаил Мальцев родился в 1980 году в Перми. По образованию — преподаватель английского языка. Несколько лет работал учителем в школе, был менеджером, риелтором, начальником отдела продаж строительной фирмы. Фото: Алексей Кунилов

Михаил Мальцев родился в 1980 году в Перми. По образованию — преподаватель английского языка. Несколько лет работал учителем в школе, был менеджером, риелтором, начальником отдела продаж строительной фирмы. Фото: Алексей Кунилов

  • Опубликовано в №150 от 17.08.2016 под заголовком «Умным быть несложно – конкуренция небольшая»

В 2010-м «Пиотровский»* стал одним из первых в стране независимым** книжным магазином, открывшимся за пределами Москвы — в Перми. В прошлом году он первым из подобных проектов обзавёлся филиалом — второй «Пиотровский» открылся в екатеринбургском Ельцин-Центре. О том, в каком городе лучше продаются книги, почему книжный бизнес рискованный и нужно ли навязывать человеку чтение, «ОГ» поговорила с директором «Пиотровского» Михаилом МАЛЬЦЕВЫМ.

«Здесь продажи раза в три выше, чем в Перми»

— Если честно, я не думал, что ещё один «Пиотровский» когда-нибудь появится за пределами Перми. Там вы появились во время так называемой «культурной революции» и тут же стали именно местной достопримечательностью. Но как следует из ваших интервью, магазин нельзя назвать суперуспешным бизнес-проектом, а в 2013 году вы вовсе были на грани закрытия. Однако в прошлом году вы открыли второй магазин в Екатеринбурге, да не абы где, а в Ельцин-Центре. Как так получилось?

— В 2012 году к нам обратились представители Фонда Ельцина с предложением разработать концепцию книжного магазина. На 120 страницах мы подробно описали, каким мы видим книжный магазин внутри Центра. Насколько мне известно, рассматривалось ещё несколько вариантов, в том числе предложенных москвичами.

— Ходили слухи, что вас поддержала глава издательского дома «Новое литературное обозрение» Ирина Прохорова (сестра одного из генеральных спонсоров Ельцин-Центра Михаила Прохорова), с которой у вас хорошие взаимоотношения.

— Это абсолютно никак не связано.

— Со стороны Ельцин-Центра не было цензурных установок?

— Нет, абсолютно. Руководство Ельцин-Центра в лице Александра Дроздова закрепило в виде манифеста, что в книжном магазине «Пиотровский» никаких предписаний, никакой цензуры не будет.

— «Пиотровский» в Ельцин-Центре и Перми — это два разных магазина?

— Да, конечно. Пермский магазин — это независимый частный проект, в котором всё делалось на свои деньги, своими руками — вплоть до того, что сами сколачивали полки. «Пиотровский» в Ельцин-Центре — это немного другая история. Здесь мы могли себе позволить работать с одним из самых лучших и дорогих дизайнерских бюро в России — «Bernaskoni». Кроме того, здесь другие люди, которые и определяют внутренний мир магазина. Например, если в Перми стержневые отделы — это философия, искусство, то здесь — художественная литература и история, поскольку местные ребята больше тяготеют к историческим наукам. Могу в целом рассказать о нашем коммерческом результате. Здесь продажи раза в три выше, чем в Перми. На данный момент в Екатеринбурге самые крупные объёмы продаваемой гуманитаристики в российской провинции.

— То есть с точки зрения бизнеса — «Пиотровский» здесь получился удачным?

— Он как минимум само-окупаемый. На данный момент я рассчитываю, что к концу года мы выйдем в плюс.

Директор книжного магазина «Пиотровский» в Екатеринбурге Михаил Мальцев

Михаил Мальцев: "Рынок качественной литературы в России достаточно ограничен. Практически невозможно представить больше качественных книг, чем есть у нас. Возможно, мы не зацепили 5 каких-то издательств и что-то пропустили, но процентов на 85-90 мы рынок качественной литературы здесь представляем". Фото: Алексей Кунилов

«Несколько раз заходил губернатор»

— Вы располагаетесь прямо напротив зданий Заксобрания и правительства Свердловской области. Люди оттуда заходят?

— Если говорить про тех, кого знаю, то у нас часто бывает мэр Евгений Ройзман, несколько раз заходил губернатор.

— Расскажи о подходе к отбору литературы?

— Если это художественная литература, то руководствуемся критерием вкуса. Если это научная литература, гуманитаристика или нон-фикшн, то мы стараемся не пропускать на полки книги псевдонаучного содержания. Также немаловажным вопросом является дизайн книг. Например, если брать детскую литературу, то однозначно мы исключаем некрасивые, плохо оформленные книги.

— В своё время скептики утверждали, что электронные книги убьют бумажные. Почему этого не произошло?

— В мире, где объекты постоянно сжимаются, а потом вовсе исчезают, всё равно должна остаться какая-то материальность. Понятно, что будущее — это пустые светлые пространства. Но их должно что-то наполнять, чтобы совсем в них не раствориться. Вопрос — что? Общая точка зрения, что это как раз будут книги, виниловые пластинки, шерстяные вещи. Всё, что сейчас называется тёплым и ламповым. К примеру, винил, казалось бы, совсем умер. Однако в прошлом году их тиражи сравнялись с 1985 годом.

— Чем вы отличаетесь от сетевых книжных магазинов?

— У нас в стране есть два крупных издательства — «АСТ-Эксмо» и «Азбука-Аттикус». В сетевых магазинах — 70 процентов ассортимента — «АСТ-Эксмо», процентов 20 — книги «Азбуки» и 10 процентов — это средние и малые издательства. «Пиотровский» — это 30 процентов «АСТ-Эксмо», 20 процентов — «Азбука» и 50 процентов — средние и малые издательства.

— А что плохого в том, что сетевые магазины ориентируются на крупные издательства?

— Они более однообразны в плане литературы. Им всё равно, как и что они продают. Главное — продавать. Современный русский сетевой магазин — это результат вбрасывания книг в свободный рынок, которое произошло в 90-е. Тогда же придумали мантру про то, что людям не нужны серьёзные авторы, а нужна условная Дашкова. Этот процесс перехода от качественной литературы к Дашковой в том числе стимулировался политикой крупных издательств, которые издавали её гораздо большими тиражами. Аналогичная история с Пелевиным. В издательстве есть один автор, который издаётся и продаётся стотысячными тиражами, так зачем экспериментировать с какими-то другими молодыми авторами, в которых нужно вкладывать деньги? Независимые книжные существуют для того, чтобы эту ситуацию перевернуть. Но для независимых книжных закрытие сетевых — это минус. Потому что это ведёт к уменьшению рынка, а следственно к уменьшению количества читающих людей.

Книжный магазин  «Пиотровский» в Екатеринбурге

Михаил Мальцев": "Мне вообще кажется, что за последнее время, появилось ощущение, что среди именно прогрессивной молодёжи так называемых хипстеров, чтение становится обязательным. Пусть даже не регулярное и не запойное с заучиванием целых глав, как в 60-х годах, когда любой приличный человек мог цитировать Ильфа и Петрова, но тем не менее где-то всё время вокруг этих образованных, модных людей книга вращается". Фото: Алексей Кунилов

«Книжный магазин — рискованный бизнес»

— В таком случае как себя чувствуют малые и средние книгоиздательства на рынке?

— Вряд ли можно сказать, что они работают на самообеспечении. Во многом они существуют на спонсорские деньги: гранты, господдержка. Книжных магазинов с той же политикой, что и мы, едва наберётся 25 по стране. В Екатеринбурге, например, существует хороший локальный магазин «Йозеф Кнехт» — это как «Пиотровский» в Перми. Если бы я жил в Екатеринбурге и у меня на районе был такой магазин, куда я с утра в субботу могу прийти, не торопясь покопаться на полках, встретить соседей, пообщаться… Это то, что надо. Таких магазинов должно быть больше.

— Если я захочу открыть книжный, с какими проблемами столкнусь в первую очередь?

— Для России чудовищная проблема — проблема аренды. К примеру, в Англии владелец книжного магазина заключает договор аренды обычно минимум на 20 лет. Он точно знает, что на улицу его никто не выгонит. Мы на своём опыте столкнулись с тем, что арендодатель как минимум один раз в год может пересматривать размер арендной ставки. По-этому, книжный магазин — рискованный вид бизнеса.

— Вернёмся к книгоиздателям: почему в России всего две крупные компании?

— Сейчас можно говорить про снижение количества читающих людей в стране. Я считаю, проблема в том, что в вузах не навязывают чтение. В любом хорошем университете студент должен идти по улице и читать, ехать в автобусе и читать, пить пиво и читать. И так пять лет. Если он этого не делает — вылетает, так как у него низкая успеваемость. Важна ещё и государственная политика. Очень характерный пример — это наша страна советского периода, где чтение всегда было признаком человека, стремящегося к саморазвитию. Даже в интерьере люди старались книги держать на видном месте.

— Как можно навязать человеку чтение книг?

— Если это университет, то здесь очень просто. Должны быть планы на год, на семестр со списком литературы…

— Так они вроде есть в каждом вузе.

— Значит, тестирование или аттестация по этим спискам недостаточно жёсткая. Я толп студентов в книжных не вижу. Что касается государства… Понимаете, на уровне элементарных вещей. Например, если взять американские или японские телесериалы, то там всегда фигурируют книги — полки на заднем плане, книги лежат на столах, к ним обращаются главные герои. Возьмите наши госканалы и начните смотреть. Там хоть один персонаж читает?

— Насколько важен процесс отбора книг? Можно ли промахнуться настолько, чтобы в магазин вовсе бы никто не пошёл?

— Понимаете, сейчас в России умным человеком быть несложно — конкуренция небольшая. И открывать интеллектуальный книжный магазин тоже несложно по той же причине. Первое, что вы ставите на полки — Мишель Фуко, Иммануил Кант, Андрей Платонов. Приходит человек, видит этих авторов и думает: «Ну, всё понятно, интеллектуальный магазин». Сначала проблема заключалась в понимании, чего читателям нужно больше, а чего меньше, а от чего можно отказаться. К примеру, мы думали, что людей интересует современная политика. Оказалось, что это никому не надо. Мы думали, что можно сделать ставку на современную российскую поэзию, тоже не вышло. В итоге пришлось устраивать распродажи, что-то возвращать. В Екатеринбурге мы учли этот опыт и ошибок не повторяли.

— Прошлый год в России был Годом литературы. Почувствовали на себе?

— В Перми мы смогли сразу у трёх министерств: культуры, спорта и образования получить по маленькому гранту и на эти деньги провели фестиваль книг и путешествий. А в этом году они уже сказали, что денег не дадут (смеётся).

 

*Магазин назвали в честь книготорговца-просветителя Юзефа Юлиановича Пиотровского, который в конце XIX века открыл в Перми первый крупный книжный магазин.

**Независимый — это калька с английского «independent». Означает, что магазин не является участником сети, независим от крупных коммерческих и государственных структур и не связан с государством.

Областная газета Свердловской области