«Единственного избирателя не оказалось дома»

Катер – это единственный способ добраться до избирателей  в посёлках Якшино и Новосёлово. Фото: Неизвестный Фотограф

Катер – это единственный способ добраться до избирателей в посёлках Якшино и Новосёлово. Фото: Неизвестный Фотограф

  • Опубликовано в №169 от 13.01.2016

В конце прошлой недели в Свердловской области стартовало досрочное голосование для жителей труднодоступных и отдалённых территорий. До 17 сентября (последний день процедуры) членам избирательных комиссий нужно успеть посетить 163 таких населённых пункта, где зарегистрировано 7 640 избирателей. Зачастую, чтобы добраться до них, членам комиссий приходится преодолевать несколько десятков километров на вездеходах, катерах и даже по узкоколейной железной дороге.

Принять участие в досрочном голосовании уже смогли избиратели 75 отдалённых населённых пунктов области. Первым 9 сентября голосовал север региона – жители нескольких посёлков Ивдельского ГО. В том числе известная Ушма, где проживают манси. Дорога от Ивделя занимает пять-шесть часов на вездеходе по бездорожью. И то при хороших погодных условиях. Дело в том, что по пути нужно вброд преодолеть три реки. Так что если идёт дождь, до Ушмы не пробраться даже на КамАЗе.

– Члены нашей комиссии выехали туда в шесть утра, а вернулись уже под вечер. Дорога было трудной, накануне как раз прошли дожди, – рассказывает председатель Ивдельской городской ТИК Елена Каримова. – Там зарегистрировано 32 избирателя, проголосовало всего 14. Дело в том, что у них основной промысел – охота и рыбалка, поэтому многие жители в это время как раз были в лесу.

Чтобы избиратели были в курсе, что в их муниципалитете пройдёт досрочное голосование, комиссии обязаны оповестить их об этом не позднее чем за пять дней. Поэтому выезжать в отдалённые территории сотрудникам УИКов порой приходится по нескольку раз.

Одним из самых экзотичных способов добраться до избирателей в Облизбиркоме назвали узкоколейную железную дорогу до посёлка Калач (Махнёвское МО), где досрочное голосование прошло в минувшее воскресенье.

– Её протяжённость 60 километров. На дорогу туда и обратно ушло шесть часов, – говорит председатель Алапаевской ТИК Наталья Шестакова. – По факту в Калаче проживает всего восемь человек, тем не менее мы не оставляем их без права голоса ни в одну избирательную кампанию.

Ещё один нетрадиционный способ всеми силами помочь гражданам реализовать своё избирательное право практикуют в Таборинском муниципальном районе.

До двух посёлков Новосёлово и Якшино членам комиссии приходится добираться на катере. Против течения на дорогу уходит три часа, по течению чуть быстрее.

– Раньше в этих посёлках располагались колонии. Сейчас они закрыты, тем не менее некоторые бывшие сотрудники по-прежнему там живут, – говорит председатель Таборинской ТИК Лариса Закревская. – Катер предоставляет администрация Унже-Павинского сельского поселения. Но лет пять назад катера не было, и членам комиссии приходилось просить местных жителей, чтобы те довезли их на рыбацких моторных лодках.

В перечне труднодоступных населённых пунктов, включённых в досрочный список, есть и такие (всего их шесть), где значится только один избиратель. Тем не менее выборы для них провести обязаны. Но нередко случается так, что застать их не получается. Например, единственного избирателя в посёлке Нижняя Пристань (Серовский ГО) 10 сентября не оказалось дома. Члены комиссии вернулись без его голоса.

Как «ОГ» рассказали в Облизбиркоме, чаще всего транспорт сотрудникам комиссии предоставляют главы или администрации территорий. Средства на билеты, скажем на поезд, или топливо выделяются из федерального бюджета.

Областная газета Свердловской области