Зачем в Морозково магазин на колёсах

Деревня Поспелкова Серовского городского округа

Все товары в автолавке — по счёту. Больше всего тут, конечно, хлеба и молочных продуктов. Фото: Павел Ворожцов

Жители серовской деревни Морозково пожаловались в редакцию «ОГ» на закрытие единственного магазина. Сегодня в эту деревню, как и в соседние, приезжает автолавка, которую запустили местные предприниматели. Вместе с магазином на колёсах мы проехали по маршруту и узнали, сколько продуктов нужно на неделю матери шестерых детей, зачем деревенские жители заказывают продавцам землю и на чём здесь погорела местная торговля.

Подъём в пять утра, расфасовка продуктов, мало-мальский мерчендайзинг в «Газели», оборудованной под торговую лавку. Именно с этого начинаются рабочие дни в четверг и воскресенье у водителя Дмитрия Николаевича (свою фамилию предприниматель назвать не захотел) и его семьи, держателей автолавки. За день от Серова до деревни Пасынок автолавка с водителем и продавцом проезжает порядка 220 километров. Домой возвращаются уже под вечер.

В арсенале — 256 булок хлеба, конфеты, молоко, сметана, творог с Серовского молзавода, фрукты, печенье, колбасы. Предприниматели принимают и заказы от жителей — крупы, комбикорм для домашнего скота, рыбу. Дмитрий Николаевич рассказывает, что продуктов обычно хватает. «Вкусняшки», конечно, разбираются первыми.

Деревня Морозково Серовского городского округа

В арсенале автолавки все продукты, которые могут пригодиться хозяйке, и даже больше: тут и сладости, и фрукты, и даже супы в пакетиках. Фото: Павел Ворожцов

Поспелкова

Первый пункт, в который приезжает автолавка в девять утра — деревня Поспелкова. К этому времени уже виднеются несколько фигур на деревенской дороге. Остановка — у закрывшегося ещё несколько лет назад магазина Сосьвинского потребительского общества. Райпо попросту не может найти продавца — местные работать не хотят, а издалека никто не приезжает. Как рассказывает руководитель потребсообщества Ольга Черемных, магазин закрылся в том числе и из-за того, что жители повадились ездить в большие сетевые магазины, а в местный ходят лишь за скоропортящимися продуктами.

— В этом есть и вина жителей. Я не могу держать магазин только для продажи хлеба и молока. Многие ездили в Серов и затаривались, а потом приходили к нам и брали в долг продукты. Но сейчас не та жизнь, чтобы вести себя подобным образом, — рассказывает Ольга Черемных.

магазин в деревне Поспелкова

В частном магазине в деревне Поспелкова, может быть, нет новомодных прилавков, зато есть видеонаблюдение. Фото: Павел Ворожцов

Практически через дорогу от закрывшегося магазина есть частная торговая точка. Но с местным «ипэшником» отношения сложились не у всех, и большинство жителей дважды в неделю идут закупаться к автолавке — принцип дороже удобства. Как рассказали собравшиеся вокруг автолавки, случалось такое, что предприниматель перегораживал дорогу «Газели» — мол, та отбирает у него клиентов.

Частный магазин, кстати, больше похож на обычный дом, внутри которого даже стоит стеллаж советской эпохи. Промтовары и продукты тут есть все, какие нужны в повседневности. Посреди комнаты (торгового зала) огромный выбор алкогольной продукции — в частности, пива. А вот то, что уже в восемь утра на полке есть свежайшая сметана, даже удивило. Цены на продукты в местном магазине соразмерны с городскими, хотя и везти товары приходится за 40 километров.

Слышно, как местные спрашивают, выполнила ли продавец заказ и привезла ли в этот раз рыбу или мяту, обсуждают вчерашние новости, сплетничают и шутят друг над другом. Постепенно, минут за двадцать, толпа начинает разбредаться.

Морозково

Первая остановка автолавки в Морозково — у частного дома, к которому заблаговременно подошли несколько человек. На этот раз разговоров было меньше — возможно, потому что тут по большей части покупателями оказались сдержанные и молчаливые мужчины.

Деревня Морозково Серовского городского округа

Интересно, что мужчин-покупателей в деревнях заметно меньше. Всё-таки женская прерогатива — ходить по магазинам, даже если это автолавка. Фото: Павел Ворожцов

Деревня Морозково Серовского городского округа

Заявки на товары в автолавке принимают и на остановках в деревнях, и по телефону. Фото: Павел Ворожцов

В ноябре 2017 года в деревне Морозково с почти четырёхвековой историей закрыли последний сельский магазин. Причины более чем объективны: сначала отсюда уволился продавец, а нового найти не могут. К тому же содержать его райпо невыгодно. За целый день в лавку могли наведаться от силы человек десять, а месячный платёж зимой за электричество, при наличии электрокотла, обходился примерно в 40 тысяч рублей.

Вторая остановка в Морозково — у здания местного клуба. Как рассказывают местные жительницы, которые подошли с сумками и кошельками, вариант с автолавкой их устраивает, и они понимают, что работать в деревню вряд ли кто поедет. Та продавщица, что работала здесь до закрытия, ездила каждый день за 70 километров из Сосьвы, а её зарплата составила всего около 12 тысяч рублей в месяц.

Деревня Морозково Серовского городского округа

Магазин в Морозково закрыли в ноябре прошлого года. Отопление такого большого здания электрокотлом обходилось предпринимателям в 40–45 тысяч рублей в месяц. Фото: Павел Ворожцов

Выходы к автолавке, кажется — своеобразный ритуал для местных. Тут они встречаются, общаются. Кто-то оборачивает подобные мероприятия в свою пользу и раздаёт предвыборные листовки. К тем, кто не может дойти до остановки машины, водитель и продавец доезжают сами. Например, третья остановка в Морозково — у дома многодетной семьи Постниковых. Мама шестерых парней Роза Постникова рассказывает, что каждый раз закупается по-крупному — мужчин много, и их надо накормить.

— В городе жить всё равно тяжелее, там мы ещё платили бы за квартиру. В городе всё покупное, а здесь покупаем только хлеб, сладости детям, фрукты, колбасу. Мясо, молоко и овощи у нас свои, — рассказывает Роза Постникова.

Деревня Морозково Серовского городского округа, семья Постниковых

Роза Постникова закупается продуктами всегда, когда автолавка приезжает к её дому — дважды в неделю. Каждая покупка обходится семейству примерно в две тысячи рублей: примерно столько нужно Розе, чтобы прокормить шестерых сыновей и мужа. Фото: Павел Ворожцов

Два кота, кошка и щенок

В деревне, как делятся местные, большой семьёй жить проще, ведь большая часть продуктов — домашняя. К тому же, тут можно без проблем завести трёх котов, кошку, щенка, собаку, свиней, коров и кроликов, как и сделала семья Постниковых. Фото: Павел Ворожцов

В этот раз Постниковы заказали комбикорм для свиней, который водитель тут же и помог доставить в ограду. Как рассказывает рулевой, заказы на поставки бывают самые разные, а порой — очень странные и забавные.

— В Морозково недавно у меня заказывали землю для посадки. Ты выйди и покопай — вот тебе и земля, — не без усмешки рассказывает Дмитрий Николаевич.

Деревня Морозково Серовского городского округа

Те, кто работает на избирательных участках, выбирают удачный момент приезда автолавки, чтобы раздать листовки. Фото: Павел Ворожцов

Никитино и Семёнова

Деревни, в которых останавливается автолавка — старые, их история берёт начало ещё в XVII-XVIII веках. В их числе и Никитино с Семёновой. Историей тут веет почти от каждого дома: чего только стоят деревянное здание старого акушерского пункта, огромный, но уже пустующий хлев — как из кино про крестьян..

В Никитино автолавкой довольны. Более того, говорят, что хватило бы и того, если бы она ездила один раз в неделю. Забавно, что на некоторых остановках большие покупки несут в один дом — возможно, потом развезут по тем, кто их заказал. Это уже своеобразная внутренняя политика.

— До магазина в Семёнова около двух километров идти. Туда дойдёшь, продуктов возьмёшь, а обратно уже не утащишь, — рассказывает жительница Никитино.

Своего магазина в Никитино местные даже и не припомнят.

— В Семёнова у нас каменный магазин царской постройки, он небольшой, деревенский, но там современные пластиковые окна. Половина деревни туда не ходила, потому что не любили продавца. Поставили другого — другая половина ходить перестала (смеётся). В каждой деревне свои устои, своя политика, недружные они, — рассказывает Ольга Черемных.

деревня Семенова

Здание магазина в деревне Семенова построено ещё в царскую эпоху. Фото: Павел Ворожцов

Автолавка — социально ответственный бизнес. Ценовой накрутки почти нет, поэтому и «навар» невелик. Начальник отдела потребительского рынка и защиты прав потребителей Серовской администрации Светлана Перминова говорит, что таким предпринимателям не помешала бы поддержка от государства.

  • Опубликовано в №41 от 13.03.2018 
Областная газета Свердловской области