«Любезен я народу…». Уральский Пушкин отмечает 20-летие

геворкян

Скульптор Геворк Геворкян, заслуженный художник РФ, за создание памятника Пушкину в Екатеринбурге был удостоен премии им.Татищева и де Геннина. Фото: Алексей Кунилов

20 лет назад, в канун ноябрьского праздника в 1999-м, в Литературном квартале Екатеринбурга был торжественно открыт этот памятник. Событию способствовали многие. «Областная газета» – в том числе. В преддверии 200-летия Пушкина «ОГ» ежемесячно выпускала Пушкинскую страницу, рассказывая в проекте о связях уральцев и первого поэта России. Тема желанного многими памятника Пушкину в столице Урала возникала то и дело. И – свершилось! Но тогда, в эмоциях праздника, мы могли рассказать только о фасаде события. Уральский Пушкин рождался непросто…

«Пушкина за деньги делать нельзя»

Когда город принял решение о памятнике, на конкурс было представлено 36 проектов. Поскольку условия авторства не оговаривались, заявились многие (один из мэтров представил аж три «варианта» Пушкина). Все 36 проектов сегодня вряд ли кто вспомнит, но из наиболее впечатливших очевидцы припоминают: «Пушкин с няней»; «Пушкин с Анной Керн»; сидящий в некоем гроте; с открытой книгой в руках прислонившийся к старинному фонарю, вроде как читает… По поводу последнего остроумцы тотчас среагировали: красиво, но неправдоподобно – ночью спать надо, а не по улицам с книгой шататься.

Предложенные варианты первыми оценивали профессионалы – скульпторы, архитекторы. Третье место занял «Пушкин без Пушкина» – тумба и лежащие на ней перчатки, трость, цилиндр, второе – барельеф Поэта, первое – бюст Александра Сергеевича. В разной степени все варианты были интересны, но явно не для того места в Литературном квартале, что было выбрано. Там этот Пушкин затерялся бы. Да и, как кто-то сыронизировал, «раз в 200 лет можно замахнуться и на полный памятник поэту, а не отрезанную голову».

Следом к выбору приобщили горожан. Они голосовали, оставляя свои отзывы в специальной книге. Тысячи мнений, рассуждений – хвалы и хулы. Это тоже надо было подытожить, определить предпочтения. Сделали! В результате народного голосования ни один вариант из профи-рейтинга не прошёл. Зато возник неожиданный лидер – проект скульптора Геворка Геворкяна. Тот самый босоногий Пушкин...

Но интрига на том не закончилась. Объявляя итоги народного голосования, власти города одновременно признали: «Но денег на памятник у нас нет. Есть только 30 тысяч рублей…».

Немая сцена, к счастью, длилась недолго. Её нарушил сам Геворкян: «В этих обстоятельствах, раз победила моя работа, я отказываюсь от авторского гонорара. Свой проект дарю городу».

Сегодня он вспоминает: о своём спонтанном решении не пожалел ни на секунду, но в тот момент как-то могли отреагировать близкие, жена? Готовился к чему угодно, а жена, сама скульптор, сказала: «И правильно. Пушкина за деньги делать нельзя».

С чего это Пушкин на Урале?

На вопрос, который нет­-нет да звучит и сегодня, по просьбе «ОГ» отвечает известный уральский писатель, в 1980-­х - основатель Пушкинских вечеров на Урале, Владимир БЛИНОВ:

– Как Господа Бога мы вспоминаем в любом месте, так и «наше всё» Пушкин уместен, оправдан в любой части света. Памятники «солнцу русской поэзии» есть сегодня и в Америке, и в Африке. Почему же не быть ему на Урале? Да, Александр Сергеевич тут не жил (главный аргумент сомневающихся), но был связан с Уралом. Несколько лет назад у меня была опубликована статья «Рукою Пушкина о граде на Исети» – там именно об этом речь. Я насчитал у Пушкина около 20 упоминаний слова «Екатеринбург», прежде всего – в его незавершённом труде «История Петра Великого». Пушкина интересовала судьба Татищева, история конфликта Татищева и Демидовых. Здесь по пути в Сибирь останавливались его друзья­-декабристы. Здесь жил его приятель по фамилии Герман, историки литературы связывают этого человека с образом Германна в «Пиковой даме»…

Босиком по снегу

По данным из книги «Мы памятник ему воздвигли…» (2016 г.), которую составляет и переиздаёт житель Болдино Анатолий Пыхонин, единственный в России коллекционер фотографий монументов поэту и всей информации о памятниках, в мире Пушкиных насчитывается 667. Правда, пока книгу готовили к печати, открылось ещё девять монументов. Из общего числа в России – около 300 монументов. Самые популярные формы – бюст, Пушкин стоящий и сидящий на скамейке. Подобного тому, что появился в Екатеринбурге – без постамента, босиком, нет нигде даже близко. Более того, уральский Пушкин входит сегодня в тройку лучших изваяний поэта в России – наряду с опекушинским Пушкиным в Москве и памятником Аникушина возле Русского музея в Санкт-Петербурге.

– Пушкин в Москве – философ, мыслитель, государственник. В Питере – поэт, читающий свои стихи. Изваяния академические, – говорит Геворк Арутюнович. – И на Урале предлагалось нечто подобное. Так и говорили: мы узнаёмПушкина по силуэту – цилиндр, фрак, сапоги… На что я задавал вопрос: «А если нет цилиндра и крылатки – что, и Поэта нет? Поэзия исчезла?»  

Он хотел создать памятник, где образ поэта ассоциировался бы не только с конкретной личностью, но и с самой поэзией. Поэт и вдохновение. Рождающаяся строка… Люди пишущие хорошо знают этот момент. Когда смотришь, но не видишь. Когда взгляд устремлён в себя. У великих – в вечность. Присмотритесь к Пушкину в Литературном квартале – у него именно такой взгляд.

Геворкян известен в среде профессионалов своей дотошностью, въедливостью. Задумав образ, окружает себя массой первоисточников о жизни героя. Чтобы понять. Вжиться. Из многих деталей жизни и особенностей личности выделить главное… Читая о Пушкине, поразился моментам вдохновения, о которых пишет сам поэт. Мог ночью или в предрассветных сумерках встать с постели – чтобы записать забрезжившую строку. Уж явно не облачался тогда «при полном параде». В простынь завернулся либо как был, в ночной сорочке, – к столу, за перо!.. Любил пробежаться босиком по снегу. Такое случалось и в минуты творческого озарения…

Задумав образ «поэт и вдохновение», Геворкян обратился именно к этим мгновениям. Спонтанным. Неожиданным. Скрытым, как правило, от посторонних глаз. Так и родился этот Пушкин. Потому и в сорочке. Потому и босиком. Тысячи поэтов подтвердят вам: когда «приходит строка» – ни один из них никогда не подумал: «А надену-ка я сначала тапочки».

Уральский Пушкин уникален ещё и тем, что он без постамента. Было, конечно же, желание вознести великого поэта, как все классические памятники. На что Геворкян сказал: «Если на тумбе – тогда без меня». Ему важно было, чтобы Пушкин был среди нас, а мы с ним. Глаза в глаза. Близко. На равных. Поэтому под босоногим поэтом появилась только 10-сантиметровая по высоте плита.

«Из него хотели сделать большевика»

Накануне 5 ноября, когда было назначено открытие памятника, часа в четыре утра в квартире писателя Владимира Блинова раздался звонок. «Володя, выручай! – только что не кричал в трубку архитектор Матвеев. – С тобой считаются в парторганах, тебя послушают. Представляешь, чего потребовали – убрать с подножия строку «Веленью Божию, о муза, будь послушна…» и заменить на «… Что в мой жестокий век восславил я свободу». Рабочие смекнули – говорят: «Тут букв больше, не войдёт. Да и когда?» А партчиновник упорствует. Они из Пушкина что, большевика хотят сделать?».

Блинов попросил время до утра. «Всё равно ночью все партийцы спят». Наутро, к девяти, отправился объясняться. За несколько часов до открытия Пушкина тихий инцидент, о котором большинство так и не узнало, был исчерпан.

Фотоснимки с открытия памятника, что хранятся в архиве «Облгазеты» и фондах Музея писателей Урала, лишь в малой степени отражают то скопление народа, что собрался «у Пушкина». Были и те, кто негодовал по поводу «босоногости» поэта. И те, что перешёптывался – де, «русский поэт на армянина похож». Но других было несравнимо больше. Тех, кто не просто ждал Пушкина, но деятельно способствовал его появлению. Ведь памятник был создан на народные деньги.

– На всю жизнь запомнил письмо учительницы русского языка и литературы из Артёмовского, – рассказывает Геворкян. – Она писала, что, мол, уже на пенсии, понемногу накопила для себя пять тысяч рублей. Но вот теперь переводит все эти деньги на Пушкина… Да, я отказался от авторского гонорара. Уралмашзавод в качестве взаимозачёта с городом (за долги по электроэнергии) взялся за отливку памятника из бронзы. Но средства всё равно были нужны. Отдел культуры администрации города учредил счёт. Помимо этого, «на Пушкина» по рублю собирали в школах и вузах. В общем, кто сколько мог…

На памятник Пушкину  в Литературном квартале было собрано без малого девять миллионов рублей.

х  х  х

…Критиканы не перевелись и сегодня. Например, кого-то не устраивают длинные пальцы на босых ногах поэта. За волевой взмах руки иные называют памятник «Каратистом», а за необычную форму пьедестала – «Пушкин на скейтборде». Но, так или иначе, скверик с Пушкиным стал любимейшим уголком города. Для творческой интеллигенции – вообще святое место. Что касается «длинных пальцев на босых ногах», будете рядом – присмотритесь. Бронза отполирована до золотого блеска бесчисленными поглаживаниями. Люди хотят прикоснуться к Пушкину. На удачу. И – счастье.

Опубликовано в №203 от 06.11.2019 

Областная газета Свердловской области