«Поздравляю, ваш поднос будем демонстрировать первым лицам государства»

Первые глазури на Урале появились в середине XVIII века,  а продолжают эту традицию нынешние мастера предприятия «Таволжская керамика» Фото: Александр Козик

Первые глазури на Урале появились в середине XVIII века, а продолжают эту традицию нынешние мастера предприятия «Таволжская керамика» Фото: Александр Козик

Похоже, что на смену туристической глобализации, когда любая точка мира была в нескольких часах лёта, идёт посткоронавирусная изоляция. Даже если в ближайшие месяцы откроются границы и восстановится авиасообщение, правила поведения, устанавливаемые сейчас во многих странах, делают поездки туда бессмысленными.

У этой неприятной ситуации есть и обратная сторона – можно, воспользовавшись моментом, получше узнать свою собственную страну и даже свой собственный регион. И в этой связи стоит обратить внимание на такой важный элемент привлекательности той или иной территории, как народные промыслы.

Разумеется, в первую очередь они важны как элемент региональной самоидентификации, но и применительно к туристическим делам тоже: на память о поездке обязательно надо привести что-то особенное – тульский пряник или калининградский янтарь. Что касается Урала, то здесь веками развивались обработка металлов и камней, дерева, плетение кружев, художественная роспись и многое другое.

Поскольку все подобные мероприятия сейчас проходят в Сети, то и своеобразный «круглый стол по проблемам народных промыслов» состоялся в онлайн-формате. Разговор получился хоть и заочный, но чрезвычайно любопытный.

– Существует стереотип, что изделия народно-художественных промыслов – это нечто застарелое, – считает Екатерина Иванова, начальник отдела развития туризма и туристической инфраструктуры министерства инвестиций и развития Свердловской области. – Промыслы очень тактично и очень корректно модернизируются, сохраняя при этом свою специфику. К примеру, тот же нижнетагильский поднос уже не тот, что был 250 лет назад. Современные тенденции влияют на традиционные промыслы, позволяют им оставаться актуальными, но сохранять при этом свою теплоту.

По мнению директора директора Уральского колледжа прикладного искусства и дизайнаЛюдмилы Павленко, народные промыслы переживали подъём в 70-е годы прошлого века, помимо всего прочего, это была заметная статья валютных доходов бюджета. Затем был длительный спад, а сейчас, последние четыре-пять лет, идёт новая волна интереса к народным промыслам.

– Мы увидели закон в Свердловской области, поддерживающий народные художественные промыслы, – говорит Людмила Павленко. – Появились специальные звания «Мастер народного художественного промысла Свердловской области» и «Хранитель традиций народных художественных промыслов Свердловской области». Комитет Государственной думы по культуре обращает серьёзное внимание на состояние дел и в отрасли и, что для меня особенно важно, в учебных заведениях, которые готовят кадры для неё.

К слову, в Свердловской области в прошлом году были введены две субсидии, которые приносят первые результаты. Помощь получили Колокололитейный завод в Каменске-Уральском, мастера таволожской керамики. До миллиона рублей в год может получить предприятие компенсации.

– Учитывая небольшой объём производства наших предприятий – это очень существенная помощь, – подчёркивает Екатерина Иванова. – Ещё одну субсидию на развитие народных промыслов получают муниципалитеты. Мы практически первые начали это делать, и сейчас к нашему опыту присматриваются другие регионы. В этом году мы провели конкурс, субсидии получили пять муниципалитетов, в частности Алапаевск и Нижний Тагил.

Министерство инвестиций и развития Свердловской области подключилось к решению проблем отрасли полтора-два года назад. Сейчас готовится постановление о расширении списка законодательно признанных мест бытования народных промыслов, в него войдут Полевской, Ирбит, Первоуральск. Так что будем и дальше сохранять и развивать наши уральские промыслы, чтобы и самим было чем гордиться, и гостей порадовать.

Кстати

Актуальным примером удачной модернизации народного художественного промысла можно назвать поднос, который мастера из Нижнего Тагила, педагоги Уральского колледжа прикладного искусства и дизайна создали к 75-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне. На нём изображён самый яркий момент тех дней – парад Победы 24 июня 1945 года.

Фото: Скриншот канала «Телекон»

– Традиционная роспись на металле сочетается с пафосом, триумфом, – рассказывает Людмила Павленко. – Мы и ставили перед собой такую творческую задачу. Когда привезли этот поднос на выставку в Москву, то его не все приняли, называли «большой открыткой». Но большинство отзывов всё-таки положительные. Председатель ассоциации художественных промыслов России Геннадий Александрович Дрожжин перед 9 Мая позвонил и сказал: «Поздравляю, ваш поднос будем демонстрировать первым лицам государства».

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №84 от 15.05.2020.
Областная газета Свердловской области