Министр культуры области Светлана Учайкина: «Мы постараемся вернуться раньше»

Светлана Учайкина

Светлана Учайкина подчеркнула, что перед тем, как открыть любое культурное учреждение, нужно будет сделать всё, чтобы посетитель чувствовал себя в полной безопасности. Фото: Алексей Кунилов

Сфера культуры в сложившейся в связи с пандемией ситуации, безусловно, одна из наиболее пострадавших. С марта закрыты двери театров, перенесены на более поздний срок или вовсе отменены концерты, кинопремьеры проходят в Интернете, а съёмка новых картин приостановлена. Культурная жизнь целиком ушла в онлайн, и спустя два месяца практически каждый из нас ощутил пустоту, которую, как оказалось, цифровым форматом не заполнить. В преддверии (очень надеемся) первых послаблений ограничительных мер мы побеседовали с министром культуры Свердловской области Светланой УЧАЙКИНОЙ.

«Нюансы, которые важны»

– Светлана Николаевна, в ближайшее время нас ждёт постепенное снятие ограничений, связанных с коронавирусом. А это значит, что начнут работу и учреждения культуры. Есть ли сейчас понимание, каким будет порядок возвращения организаций и какие условия должны быть соблюдены, чтобы это случилось?

– Мы действительно готовимся к послаблениям, приобретаем средства индивидуальной защиты и облучатели, начинаем обучение людей, разрабатываем декларации безопасности учреждений и постепенно готовим их, в первую очередь библиотеки и музеи, к открытию.

Например, в библиотеках книги, получаемые от читателей, необходимо будет обработать, ведь не исключено, что они находились рядом с заболевшими людьми. И только после этого мы сможем выдавать литературу снова.

Сейчас мы ждём чёткие рекомендации от Роспотребнадзора – в частности, о допустимом количестве посетителей в культурных учреждениях. Сколько человек может одновременно присутствовать, скажем, в зале музея? Пять, 25 или 50 – как это было на старте введения ограничительных мер? Также важно понять, в театре условный лимит в 50 человек – уже считая актёров, которые будут находиться на сцене, или речь только о зрителях? Это нюансы, которые важны; надеюсь, скоро мы получим ответы. Но сразу скажу, что ограничения по концертно-зрелищным и театральным мероприятиям, по понятным причинам, будут сняты в самую последнюю очередь.

– На дистант ушли и детские школы искусств, Уральский музыкальный колледж, Уральский хореографический колледж. Их учебный год пока не закончен?

– Нет, и может быть, через неделю мы уже придём к послаблению дистанта. Мы скомпоновали программу так, чтобы в этот период дать теоретические предметы. А что касается практики, то в режиме дистанта она почти невозможна. Все ученики хореографического колледжа из интерната были отпущены домой, и во время самостоятельных занятий велика вероятность травмы, ведь необходимых условий для занятий практически ни у кого нет… Сейчас мы проводим консультации в зависимости от вида деятельности конкретного учебного заведения и в связи с изменением ситуации будем принимать меры. Если разрешат послабления, надеемся, у педагогов появится возможность заниматься с учениками лично. Правда, пока не с группами, а индивидуально.

«У нас нет задачи наверстать упущенное любой ценой»

– Некоторые федеральные учреждения в столице прогнозируют: на восстановление у них уйдёт около трёх месяцев. Эта цифра актуальна для нашего региона?

– Думаю, всё-таки три месяца для нас – много. Ведь актёры, балетные труппы и музыканты поддерживали форму и дома. Но поскольку все они не репетировали вместе столь долгий период, для проведения репетиций понадобится время. Мы хотим успеть к новому сезону – к первым числам сентября, поэтому меняем графики отпусков. Например, с 18 мая, несмотря на то, что отпуск был запланирован на июль, отдыхать ушли 225 человек из Свердловской филармонии – оркестры, хор, затем техники. Такую же схему мы предлагаем и другим учреждениям, чтобы в конце июня-начале июля многие, если позволит ситуация, уже могли выйти на работу.

Светлана Николаевна рассказала о том, при каких условиях учреждения культуры смогут открыть новый сезон раньше. Фото: Департамент информационной политики Свердловской области

– Можно ли говорить о том, что следующий сезон в некоторых культурных учреждениях начнётся раньше?

– Вполне, если всё будет складываться хорошо. А что в этом заинтересован зритель – мы даже не сомневаемся. Люди очень соскучились, нам постоянно звонят, пишут, жалуются, что устали от гаджетов. До вируса у нас в области была очень насыщенная культурная жизнь, у людей сформирована эта потребность. Поэтому постараемся вернуться раньше. Более того, мы планируем благодарительные акции – специальные показы, концерты – для врачей, волонтёров, тех, кто охранял порядок, для тех, кто откликнулся на эту ситуацию. Сегодня очень много, как мне кажется, зависит от взаимной поддержки. И важно, чтобы мы, вместе пережив проблемы, потом радовались началу нового замечательного периода нашей жизни.

– Насколько понимаю, вы постарались максимально сохранить и все фестивали, которые были запланированы на этот год?

– Да, в сентябре должен пройти «Петрушка Великий», в ноябре – «Коляда-Plays», конкурс областных театральных работ «Браво!» перенесён с мая на осень. Мы долго обсуждали и решили, что нельзя лишить театры возможности показаться другому зрителю. Только представьте, Ирбитский драматический театр не выезжал уже 10 лет! В этом году они – в афише «Браво!», и я очень надеюсь, что мы привезём их в Екатеринбург.

Также на осень перенесены спектакли Чеховского фестиваля и «Золотая маска». Сейчас крайне важно грамотно выстроить график, поскольку событий планируется много. Мы провели в режиме онлайн «Библионочь», «Ночь музеев». Но некоторые мероприятия были перенесены. Так, в Музее камнерезного и ювелирного искусства перенесена выставка с сокровищами Оружейной палаты. В Свердловском областном краеведческом музее по согласованию с Центральным музеем Вооружённых Сил Министерства обороны РФ будет выставлен орден Победы Георгия Константиновича Жукова. Это событие состоится осенью, и возможно, будет совмещено с большими празднованиями юбилея Победы в Великой Отечественной войне.

Примерно в это время, в мае, традиционно проходил один из главных областных фестивалей - театральный смотр "Браво!". Нынче он перенесён на осень. Фото: Павел Ворожцов

– Светлана Николаевна, многие сегодня опасаются, что после снятия ограничений цены на билеты возрастут. Об этом уже заявили несколько столичных учреждений…

– Мы это точно не планируем. У нас нет задачи любой ценой наверстать упущенное – восполнить выпавшие доходы. Миссия культурной сферы остаётся той же – развлекая, развивать. Мы постараемся это сохранить и сейчас.

«На уровне государства уже заговорили о самозанятых, надеюсь – на очереди НКО»

– Перейдём к одному из самых важных вопросов – мерам поддержки культурной сферы в сложившихся условиях. Понятно, что сейчас никто не зарабатывает, а обязательные расходы – зарплата, коммунальные платежи, аренда – при этом остаются. И если у государственных учреждений есть уверенность в завтрашнем дне, то частные очень тяжело переживают этот период.

– Совершенно незащищёнными остались частные театры – они имеют статус некоммерческих организаций (НКО) и не могут рассчитывать на государственный бюджет (кроме грантов и субсидий). И если не продаются билеты – они полностью лишены дохода. Это «Коляда-театр», «Волхонка», «Театрон», Центр современной драматургии и другие. У всех разная ситуация. Мы провели встречу с представителями театров, обсудили их проблемы. Помогли встать на биржу труда тем сотрудникам, которые были официально оформлены.

Теперь пособие по безработице будут получать 47 человек. Возникли проблемы у «Театрона» с оплатой аренды. Сейчас мы связываемся с арендодателем, пытаемся вопрос решить, но пока взаимопонимание не достигнуто. Будем привлекать министерство энергетики и ЖКХ.

Сегодня на уровне государства уже заговорили о самозанятых, надеюсь – на очереди НКО, которые предоставляют услуги в социальной и культурной сферах.

– Одной из самых громких проблемных ситуаций стала история с екатеринбургской концертной площадкой Дом печати. Её владельцы рассчитывали оформить арендные каникулы, но поскольку они арендуют помещение у ООО «Татлин», которое, в свою очередь, не относится к наиболее пострадавшим сферам, эта мера поддержки оказалась им недоступна. 30 апреля клуб опечатали…

– Мы сейчас в этой ситуации разбираемся, уже провели совещание вместе с МУГИСО. Существует такая федеральная структура АУИПИК (Агентство по управлению и использованию памятников истории культуры), которая занимается сдачей в аренду. Ею было сдано помещение «Татлину». И когда случилась эта ситуация, представители «Татлина» сказали: если скидка или каникулы будут предоставлены им, они сделают то же самое для своих арендаторов. Процесс запущен, направлены письма. Будем надеяться, что ждать придётся не очень долго. Но пока нет соответствующих документов, не могу им помочь. Повторюсь, надо ждать.

– Мы понимаем, что сейчас в стране остро стоит вопрос о сохранении рабочих мест. Были ли жалобы от сотрудников культурной сферы области?

– У нас пока таких сигналов нет, мониторинг мы проводим еженедельно. Если появляется информация об уходе человека с места работы, мы знаем – где, кто и почему. Пока причины были рядовыми: закончился срочный контракт, поменялись планы самого сотрудника. Те, кому 65 лет и больше, до сих пор находятся в режиме самоизоляции – кто-то на больничном, кто-то работает удалённо. Что касается работников, которые не могут трудиться удалённо – билетные контролёры, гардеробщики и так далее – с ними, как правило, заключаются срочные договора с октября по май, поэтому сейчас они просто уйдут на отдых до следующего сезона.

– Светлана Николаевна, благодаря пандемии и режиму, в котором нам всем пришлось существовать, у многих случилась переоценка ценностей. На какие мысли эта ситуация натолкнула вас?

– Знаете, я задумывалась о хрупкости нашего ощущения счастья и об осознании своей нужности, важности. Если, скажем, первые два вечера я была рада, что пришла вовремя домой, а суббота и воскресенье действительно стали выходными, то к четвёртому дню я уже сильно затосковала.

Мы оказались лишены профессионального общения, несмотря на то, что есть телефон, Интернет. Мне кажется, жизнь Екатеринбурга и области эмоционально очень обеднела. Но с другой стороны, театр и другие творческие сферы – как правило, дело коллективное. И подобные трудности либо сплачивают людей, либо вносят некий диссонанс. Как лакмусовая бумажка. И я рада, что мы проходим этот период очень достойно.

Подготовлено в соответствии с критериями, утверждёнными приказом Департамента информационной политики Свердловской области от 09.01.2018 №1 «Об утверждении критериев отнесения информационных материалов, публикуемых государственными учреждениями Свердловской области, в отношении которых функции и полномочия учредителя осуществляет Департамент информационной политики Свердловской области, к социально значимой информации».

  • Опубликовано в №87 от 20.05.2020
Областная газета Свердловской области