Исполнилось пятнадцать лет фотографическому музею «Дом Метенкова»

На снимках видно, что для современных фотографов важнее не само мгновение, а попытка его творчески переосмыслить. Наташа Подунова вырезала «то, чего не было в детстве», а Фёдор Телков и Сергей Потеряев работают в технике наложения изображений.

На снимках видно, что для современных фотографов важнее не само мгновение, а попытка его творчески переосмыслить. Наташа Подунова вырезала «то, чего не было в детстве», а Фёдор Телков и Сергей Потеряев работают в технике наложения изображений.

10 августа 1998 года в доме, где жил известнейший и один из первых на Урале фотографов Вениамин Метенков, по инициативе краеведа и историка Евгения Бирюкова открылся фотографический музей. В честь этого события Дом Метенкова представил «Новую волну» — выставку работ современных екатеринбургских фотографов. Но прежде чем рассказывать о современном Екатеринбурге фотографическом, небольшая ретроспектива...

«Фотография — это поэзия»

—Метенков не был первым фотографом нашего города, — пояснила заведующая музеем Раиса Зорина. — По нашим данным, первым был Терехов. Но Вениамин Леонтьевич был не просто бытовым фотографом. Он первым вышел на улицы города и снимал пейзажи. Он сделал первую панораму Екатеринбурга. Его представление о фотографии было намного шире, чем у всех, работавших до него.

—Изначально музей создавался на основе коллекции фотографий Метенкова?

—Не совсем. Дело в том, что большинство его кадров хранятся в государственном архиве Екатеринбурга. Глобальной задачей музея было показать мировую фотографию. Сейчас, при наличии Интернета, эта проблема кажется смешной. Но в начале нулевых представления о том, чем живёт мировая фотография, не было. Единственным источником информации были иностранные журналы, в основном чешские, которые доходили до нас с большим опозданием. Поэтому перед музеем стояла задача показать это людям и сформировать художественный вкус. Так что музей не только сохранял ценнейшие исторические кадры, но и следил за всеми новинками, выделяя самое лучшее.

—Когда музей только появился, как обстояли дела с фотографией в Екатеринбурге? Были ли яркие имена?

—Те годы для фотоискусства нельзя назвать лёгкими. В девяностые многие фотографы оказались в трудном положении и занялись коммерческой фотографией. На творчество сил просто не хватало. Были единицы, кто мог бы представить фотоискусство Екатеринбурга на российском и международном уровне. Поэтому ещё одна задача, которая стояла перед нами — вырастить новую плеяду фотографов. Для этого в 2006 году появился фотоклуб «Четверг», где мы изучали основы фотографии, мировые тенденции, работы мастеров. На наших глазах выросло целое поколение фотографов, у которых есть авторский взгляд, индивидуальность, и многие из них прозвучали со своими проектами и в России, и в мире. Пришло осознание, что же такое фотография.

—И что же это?

—Фотограф Вячеслав Иванов, куратор «Четверга», сказал однажды: «Фотография — это поэзия». Снимок должен быть «многослойным» — первый слой — сам изобразительный ряд, потом скрытый смысл, заложенный автором, потом собственные образы и воспоминания — проекция увиденного на себя. Кадр должен давать почву для работы мозга, души, сердца. Тогда это искусство.

«Новая волна»

Рассматривая фотографии нынешнего поколения фотографов, понимаешь, насколько точно название юбилейной выставки. Это действительно что-то новое. Устав от фотографий, которые выдаются за шедевры искусства, а ты растерянно пытаешься уловить в них смысл, и в итоге отходишь от стенда с ощущением, что «все так могут», я смотрела во все глаза на кадры, за каждым из которых не просто история, а целый мир.

Серия работ Дениса Тарасова сделана в разрушенной мельнице Барчанинова (на Вокзальной площади). Сфотографированы тёмные узкие сводчатые окна с гнутой решёткой, врезанные в старинную кладку. В разное время — то они занесены снегом, то рыжей опавшей листвой. Иногда в них влетают птицы или пробивается ослепляющий свет. Одинаковые окна, но разные мгновения жизни за ними. Первое ощущение — тоски и меланхолии. А потом — морозом по коже — ощущение времени. Окна старого здания тёмными глазами смотрят на жизнь снаружи, которая не останавливается. Это уже не просто заброшенная мельница, а мельница времени.

Серия Фёдора Телкова и Сергея Потеряева «Город внутри» сделана с помощью необычного приёма — наложения вида за окном на то, что находится с другой стороны стекла. Сталкиваются два мира — бытовой и «заоконный», облачный...

На фотографиях Наташи Подуновой чего-то не хватает, но это не недостаток работ, а художественный приём. Она сняла город своего детства, вырезав со снимков всё то, что появилось позже. Вместо проводов, автостоянок и высоток — белые пятна. Эту серию она посвятила памяти отца. Вспоминая его, она ностальгировала по городу, которого нет. И воссоздала его при помощи фотоаппарата и ножниц.

Возвращаясь из этих залов в залы с постоянной экспозицией исторических кадров, ещё острее чувствуешь столкновение эпох, которое есть в Доме Метенкова. В жерновах мельницы времени всё перемелется, останется главное. И это заметит и запечатлит фотограф.

Так это было

Открытие Дома Метенкова в августе 1998-го отметили 35-килограммовым тортом. Не случайно. Ведь за 97 лет до этого события, в 1901-м, друзья, коллеги и соратники Вениамина Метенкова чествовали фотохудожника, отмечавшего 25-летие творческой деятельности, тоже тортом, огромным, пряничным, покрытым толстым слоем шоколадной глазури, но, главное — воспроизводящим здание, где жил и творил мастер. Шоколадными были и крыльцо, и балкон, и водосточные трубы, и даже ставенки на окнах.

От изготовителя до машины его несли на носилках. А почётную обязанность — разрезать — возложили на генерального директора строительной фирмы «АНЕОН» Вячеслава Перминова. Что ж, кто реконструировал, тому и ломать. Кстати, многочисленные гости первого дня рождения с трудом съели лишь второй этаж. Первый оставили на потом.

Лия Гинцель

Областная газета Свердловской области