Темы дня

На "Ночи театров" зрители покупали билеты в гардероб

Каждый театр должен был вписать спектакль в предложенные интерьеры. Челябинский новый художественный театр, например, использовал пространство под сценой. Автор фото неизвестен.

Каждый театр должен был вписать спектакль в предложенные интерьеры. Челябинский новый художественный театр, например, использовал пространство под сценой. Автор фото неизвестен.

После «Ночи музеев» название фестиваля «Ночь в театре» уже не удивляет. В музее ночевали — так чего бы в театре не заночевать? Но фестиваль альтернативных театров в Челябинской области (на базе Озерского театра драмы и комедии «Наш дом») — это совсем другая история. Попав в его атмосферу, действительно сожалеешь, что такой проект пока проходит только в одном театре.

На эту ночь для зрителей открыты все двери — от мастерских до помещений под сценой, служебных лестниц и цехов. Альтернативность фестиваля проявляется вовсе не в самих постановках (произведение может быть любым, в том числе и вполне классическим), а в месте — спектакли не играются на сцене, а словно живут в разных закутках театра. Кроме того, альтернативность часто ассоциируется с молодёжными коллективами, работающими на уровне самодеятельности. Но это не так — фестиваль изначально привлекал к участию только профессиональные крупные театры с качественными постановками. Особой атмосферности ещё добавляет ночь — время само по себе волшебное.

— Современный зритель всё время спешит, — поясняет завлит театра «Наш дом» Юлия Клепикова. — А ночью, да ещё и в выходные, спешить некуда. Человек расслабляется и просто получает удовольствие. И эту идею зрители восприняли с благодарностью. С 2010 года, когда прошёл первый фестиваль, количество зрителей только растёт. Каждый год придумываем новые площадки: в этом году, например, гардероб, — рассказывает Юлия.

Параллельно в разных местах театра идёт десяток постановок. После антракта зрители переходят на другую площадку. Покупая билет, они заранее выбирают, какие две постановки хотят постетить.

Объять необъятное невозможно. И я поделюсь впечатлениями от двух постановок театров Свердловской области. Из увиденного мною — самых ярких.

«Лампочка» новой труппы Свердловской музкомедии «Славтеатр» — история о людях, которые находятся в поиске своей цели. Каждый ищет что-то своё. Техника, в которой работают ребята — нечто среднее между танцем и драмой. Коллектив сложился недавно — 15 студентов ЕГТИ (курс пластической драмы Вячеслава Белоусова) были приняты в театр как самостоятельная труппа. Про них многие писали, но «ОГ» заняла выжидательную позицию — о чём говорить, пока они ничего не сделали? И вот — первый продукт.

— Это вообще и не танец, и не драма, — рассказывает исполнитель одной из ролей Денис Хайретдинов, — Это пластика. С помощью этого языка можно выразить многое. Спектакль сложился из коротких этюдов, которые мы придумываем сами и показываем Вячеславу Бело-усову. Над какими-то этюдами долго все вместе думали. А один мне вообще приснился.

И «Славтеатровцы», и Белоусов сейчас находятся в стадии активной работы — создают свои проекты, подключаются к существующим в Музкомедии спектаклям. Но меня заверили — повод подробнее написать в «ОГ» про их труппу у нас ещё будет. Быть может, и «Лампочка» скоро выйдет на большую сцену. Она этого вполне достойна.

Спектакль «Замёрзли» Серовского драмтеатра интригует полным отсутсвием декораций — только поставленные прямо в фойе, перед гардеробом, кресла. Действующие лица — театральные уборщицы. Молоденькая, мечтающая «заработать на сапоги и свалить отсюда» Надя и пожилая, почти глухая Лейла. Они моют фойе и выливают воду на крыльцо. И говорят. И в их простом, нескладном диалоге проступает история одиночества.

— В основе сюжета — легенда о театре Таирова в Москве, которую автору пьесы Нине Садур поведали уборщицы, работавшие там, — рассказывает главный режиссёр Серовского театра Юлия Батурина. — Этот театр предали многие актёры. И Таиров этого не пережил. В театре работала известная актриса Алиса Коонен. И она, говорят, прокляла всех... Теперь на этом месте — Театр имени Пушкина. И есть легенда, что скандалы и неурядицы, которые там происходят, это всё следствие того проклятия.

Эта история цепляет. И долго не отпускает зрителя. Кстати, в Озёрске спектакль был показан впервые. Уже скоро он будет идти на сцене в Серове — и там тоже будет выстроен обычный гардероб в качестве декорации.

После такого погружения в закулисье зрители уходят из театра как из дома. С ощущением, что прикоснулись к волшебству, где театр не ограничивается сценой, он везде.

Областная газета Свердловской области
.