Наталья Ветрова: "Культура и искусство Среднего Урала находятся на уровне мировых стандартов"

Уральские народные промыслы - то, что делает нашу культуру уникальной. Лаковая роспись по металлу по-прежнему остаётся одним из самых кропотливых видов искусства. Фото Станислава Савина.

Уральские народные промыслы - то, что делает нашу культуру уникальной. Лаковая роспись по металлу по-прежнему остаётся одним из самых кропотливых видов искусства. Фото Станислава Савина.

Год культуры и год юбилея Свердловской области. Сразу два повода, чтобы вспомнить, как развивались разные сферы искусства в нашем регионе, в чём их уникальность… Наш сегодняшний собеседник — Наталья Ветрова, экс-министр культуры региона и генеральный директор Свердловского краеведческого музея.

— Были времена, когда иностранцы спрашивали, что такое Свердловск и где это вообще находится. Но сегодня ситуация изменилась, например, когда выступает Уральский академический филармонический оркестр, уже не нужно пояснять, откуда он. Одним из основных показателей уровня развития культуры я считаю международное знание о регионе. Наши артисты, наши коллективы выступают на крупнейших международных мероприятиях. Классическое академическое искусство в области находится сегодня на уровне мировых стандартов.

— А не академическое?

— О нём — отдельный разговор. Это ведь целый спектр направлений. Исторически истоки уральского искусства следует искать в народных промыслах. Региональное своеобразие отразилось и в появлении таких побочных, но ставших не менее важными, чем основное производство, продуктов металлургии, как нижнетагильский поднос, каслинское литьё, меднолитая пластика. Ведь на Урале всё пошло от металла. В нашем музее хранятся уникальные образцы и литья, и подносов, и многого другого. Например, очень интересную коллекцию уральской иконы можно посмотреть в здании нашего музея на Малышева, 46. Таких икон просто нет нигде. Особенностью Урала стало то, что испокон веков здесь на сравнительно небольшой территории селились представители самых разных народов, при этом жили дружно. Главенство металлургии в занятиях наших предков, мощная природа, переплетение разных культур и традиций — всё это ложилось в основу уральского характера. Наша задача — сохранять не только материальное, но и то почти неуловимое, что составляет нашу уральскую самобытность.

Тагильский поднос известен с 1747 года. Соременные умельцы тщательно хранят и передают из поколения в поколение секреты мастерства, хотя некоторые из них, увы, утеряны. Фото Станислава Савина.

— Какие основные вехи в развитии культуры можно обозначить?

— Культурные вехи непросто выделить, но в принципе все они связаны с развитием страны и области, с политическими и идеологическими событиями. Если говорить о первых годах существования области — начиная с 1934-го и до войны, то это время, когда всё было подчинено идеологии. Потом, после перестройки, произошла своего рода ревизия прошлого. Нужно было время, чтобы вернуться без предубеждения к искусству эпохи социализма. Сейчас мы смотрим на картины, созданные в ту эпоху, и понимаем, что у людей был энтузиазм, была вера в будущее, светлые устремления — именно поэтому люди смогли сделать для развития области так много. Многие произведения искусства тех лет сейчас ценны не только с художественной, но и с исторической точки зрения. Сейчас очень интересный этап в развитии культуры. Мы многое можем. Реализуются глобальные программы в сфере культуры и сохранения исторического наследия. Очень серьёзную поддержку мы ощущаем со стороны министерства культуры Свердловской области. Достаточно сказать, что в прошлом году мы смогли открыть два новых музея: единственный в России Музей золота, который расположен в Берёзовском и Музей Эрнста Неизвестного в Екатеринбурге.

Открывшийся в 2013 году музей Эрнста Неизвестного - один из самых молодых в области. Популярность среди жителей он набирает стремительно. Сейчас коллекции музея постоянно пополняются новыми экспонатами. Фото Алексея Кунилова.

— А если говорить о последних годах?

— Культура очень серьёзно меняется. Она движется в сторону слияния, сочетания всевозможных жанров. Происходит синтез искусств. Вспомните и «Данс-платформу», и фестиваль «На грани», и многое другое. Это отражается и при создании новых музейных экспозиций, где создатели стараются воздействовать на все органы чувств посетителя. В последние годы возрождается интерес к истории области, вспоминаются забытые страницы, открываются новые имена.

— Наталья Константиновна, а лично вы за какими событиями культуры особенно следите?

— За всеми, но особенно — за литературой. Очень люблю читать. Понятно, что все новинки прочесть невозможно, но я стараюсь следить за процессами, происходящими в литературе. Так как сейчас наше внимание сосредоточено на Урале, то если говорить о классике, то понять уральский характер помогают и Бажов, и Мамин-Сибиряк. Из наших современников люблю Алексея Иванова — многое у него прочитала. Ну и, конечно, Владислав Крапивин, Юрий Казарин, Владимир Блинов, Вадим Осипов, Арсен Титов… Замечательные уральские авторы. Конечно, есть о ком поговорить и в живописи, и в камнерезном искусстве, и в музыке, и в театре. У нас много достойных имён было и есть. И, уверена, ещё появится много новых… Наши предки во всех сферах культуры оставили нам богатейшее достояние. И наша задача — не просто сохранить всё это, но и после себя оставить не меньше. Чтобы потомки через сотню лет назвали культуру наших дней особой, уникальной.

Сюжет

Год культуры в России
Жителей области ждут масштабные культурные события.

Областная газета Свердловской области