В Екатеринбургском музее изобразительных искусств вчера открылась выставка «Роман с книгой». Книжная иллюстрация Виталия Воловича 19601980-х годов из собрания ЕМИИ«. Представлены шесть книжных серий: «Ричард III» и «Отелло» Шекспира, «Вересковый мёд» Стивенсона, «Тристан и Изольда» Бедье, «Эгмонт» Гёте и «Исландские и ирландские саги».
Можно увидеть и сами книги с иллюстрациями Воловича (полистать их не получится книги лежат в витринах, зато можно «полистать» их оцифрованный вариант).
Музей представил мою книжную графику за много лет, начиная с 1965 года, рассказал корреспонденту «ОГ» Виталий Волович. Последняя работа сделана в 1989 году.
Иллюстрации к шотландской балладе Роберта Стивенсона я сделал специально для конкурса художественных иллюстраторов, который проходил в Лейпциге в 1965 году, и получил за них серебряную медаль. Работы к «Эгмонту» Гёте тоже были отмечены на выставке в Лейпциге, посвящённой 150-летию со дня смерти Гёте.
Виталий Волович. «Тристан и Изольда с волшебными кубками». Иллюстрация к «Роману о Тристане и Изольде» Ж. Бедье. 1972. Автолитография.
Виталий Михайлович, вы подарили 111 работ музею...
Я заинтересован в этом. Мне много лет, и я хочу, чтобы что-то из работ осталось в городе, где я всю жизнь живу и работаю. У музея нет средств для их приобретения, к сожалению. Художник должен как-то заботиться о будущем своих произведений. В общем, я решаю эгоистические задачи с одной стороны. А с другой стороны, мне очень приятно, что галерея приняла этот дар, и что есть место, где эти работы будут сохранены.
Довольно-таки бескорыстный интерес. Наверняка бы нашлись музеи, готовые купить ваши произведения...
Кто его знает, какие ещё существуют варианты устройства картин. Но я-то всё-таки здесь живу. Мне хотелось бы, чтобы именно в этом городе хранились мои работы. Именно в этом музее. Здесь про-шли, в общем-то, все мои крупные выставки. Я связан тысячей нитей и с городом, и с музеем. И, конечно, вариант хранения работ в том городе, где живёшь, самый тёплый. И потом достаточно моих работ находятся в других крупных музеях: в Русском музее, Третьяковской галерее, в разных зарубежных музеях в Кёльне, Карловых Варах, Праге, Доме-музее Шекспира в Стратфорд-на-Эйвоне, музее Шиллера и Гёте в Германии.
Мне остаётся только поздравить вас с открытием очередной выставки и поинтересоваться: что дальше?
Я сейчас работаю над очень большой книгой, может быть, самой важной для себя и художнически, и мировоззренчески она называется «Корабль дураков». Огромная книга! В течение ближайшего года я надеюсь её закончить и попытаться найти издателя. А перед этим за десять лет у меня вышло одиннадцать больших книг, в том числе «Средневековый роман» (два французских романа «Рыцарь со львом» Кретьена де Труа, «Роман о Тристане и Изольде» Жозефа Бедье, немецкий роман «Парцифаль» Вольфрама фон Эшенбаха и 150 офортов и гравюр, связанных со Средневековьем), «Сто избранных иллюстраций к классической литературе». В одном из московских издательств у меня вышла мемуарная книга. Я связан с книгой, и все мои ожидания сфокусированы на поисках спонсора, потому что это единственный способ её издать.