Брюс Гилден - фотограф, которому интересны люди. Первая выставка в России

Б. Гилден: «Когда я  с камерой — я не подымаю глаз  на здания,  потому что я  высматриваю людей, которых мне захочется  сфотографировать». Фото Александра Зайцева.

Б. Гилден: «Когда я с камерой — я не подымаю глаз на здания, потому что я высматриваю людей, которых мне захочется сфотографировать». Фото Александра Зайцева.

«Ну и что?» — пожмёте вы плечами. Фотографы непонимания не разделят. Те фотокорреспонденты, что попали на открытие выставки, интересовались работами знаменитого американца едва ли не больше обычных зрителей и «пишущих» журналистов. Этим летом Брюс Гилден впервые согласился на выставку-ретроспективу в России. В Екатеринбурге. На снимках — любимый Нью-Йорк (NY — от английского New York).

— Думаю, сыграл тот факт, что Гилден уже был в Доме Метенкова и имел возможность оценить уровень наших экспозиций, — говорит заведующая музеем Раиса Зорина. — Несколько лет назад он приезжал на Урал — снимал серию, посвящённую мафии.

Криминал из русской глубинки глазами американского фотографа колоритен и... отталкивающе-страшен. Если за океаном нас знают исключительно в таком ракурсе, не возникает вопросов, отчего не цветёт буйным цветом дружба народов. Однако и американцы, отрекомендованные Гилденом, далеко не всегда отвечают принципу калокагатии (проще — древнегреческой идее о гармоничном сочетании в человеке физических и нравственных достоинств).

— Не могу сказать, что Гилден человеколюбивый фотограф, — продолжает Зорина.

Выставка «Кони-Айленд — Нью-Йорк» — портретная галерея. Принцип выбора сюжетов и персонажей — выход за рамки нормы. Внимание фокусируется на остром, нетривиальном, вызывающем удивление или сдавленный смех... Гилдена прежде всего интересуют нетипичные характеры и яркая, цепляющая взгляд, внешность. «Фотограф выискивал абсурдное в обыденном, парадоксальное в рутине повседневности, не закрывая глаза ни на красоту, ни на уродство», — комментируют специалисты язвительный взгляд американца. При этом вычеркнуть из памяти работы Гилдена, отмахнуться от них невозможно. Парадоксальность заостряет монохром. Видимо, он же создаёт вневременной эффект. Судя по сюжетам и персонажам, невозможно с точностью до десятилетия угадать эпоху. Фотограф отказался от цветных снимков. Эту особенность определили чёрно-белые фильмы, которыми с юности увлекался Гилден.

...Раздвигающий пространство стальной взгляд пожилой леди. Люди, отгораживающиеся от камеры. Неестественно-роскошные женские формы. Искалеченное лицо крупным планом. Мужское. Женское. Солнечные блики на тяжёлой обнажённой груди...

Границу общепринятого одни герои Гилдена нарушают чуть-чуть (и это лишь добавляет образам пикантности, горчинки). Другие «двойную сплошную» пересекают нарочито-решительно. Вне зависимости от пола, возраста и статуса. Парадоксальность (которая ежедневно растворяется в потоке рутины) фотограф выхватывает и «цементирует» в истории с помощью особого подхода к съёмке. Гилден использует широкоугольный объектив и прямую вспышку. И ещё он всегда очень близко приближается к своим героям: не прячется и не выжидает за углом любопытного момента. Вступает с людьми в контакт, провоцирует их на эмоцию, выводит из себя. Кажется, персонажи на снимках двигаются. Кажется, движется улица.

— Это реальный Нью-Йорк! Это его жители! Я много раз бывала там, и эта выставка — ещё одна возможность прогуляться по знакомым улочкам. Очень важно, что жители Екатеринбурга увидят не только знаменитые магазины Нью-Йорка, но и его людей, почувствуют его атмосферу, — радуется вице-консул по вопросам образования, прессы и культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге Кристина Хейден.

Ретроспектива в музее Метенкова охватывает период творчества с 1970-х по 2000-е годы. Фотографические парадоксы Нью-Йорка начинались в Кони-Айленде (полуостров в Бруклине), где ещё в 1970-х мастер выискивал необычные сюжеты. Они составили первый крупный проект фотографа. Из этих экспериментов позже выросли не менее известные японский и ирландский проекты, серия фотографий с Гаити. Гилден стал знаменит в течение десяти последних лет, когда вышли в свет его книги о Нью-Йорке. Он фотографирует родной город более двадцати лет. Интересуется им — с младых ногтей, когда часами мог наблюдать за жизнью мегаполиса из окна.

— Я фотографирую, потому что я... фотографирую. Я мог бы дать какой-нибудь замысловатый ответ на это вопрос, но на самом деле это просто у меня в крови, — размышляет о себе Гилден в одном из выступлений.

Через месяц уральцам представится возможность лично задать вопросы фотографу. В конце сентября, ближе к закрытию выставки, Брюс Гилден собирается в Екатеринбург. Даст мастер-класс. Возможно, сделает серию портретов в столице Среднего Урала. Готовы попасть в кадр?

Областная газета Свердловской области