«Ну и что?» пожмёте вы плечами. Фотографы непонимания не разделят. Те фотокорреспонденты, что попали на открытие выставки, интересовались работами знаменитого американца едва ли не больше обычных зрителей и «пишущих» журналистов. Этим летом Брюс Гилден впервые согласился на выставку-ретроспективу в России. В Екатеринбурге. На снимках любимый Нью-Йорк (NY от английского New York).
Думаю, сыграл тот факт, что Гилден уже был в Доме Метенкова и имел возможность оценить уровень наших экспозиций, говорит заведующая музеем Раиса Зорина. Несколько лет назад он приезжал на Урал снимал серию, посвящённую мафии.
Криминал из русской глубинки глазами американского фотографа колоритен и... отталкивающе-страшен. Если за океаном нас знают исключительно в таком ракурсе, не возникает вопросов, отчего не цветёт буйным цветом дружба народов. Однако и американцы, отрекомендованные Гилденом, далеко не всегда отвечают принципу калокагатии (проще древнегреческой идее о гармоничном сочетании в человеке физических и нравственных достоинств).
Не могу сказать, что Гилден человеколюбивый фотограф, продолжает Зорина.
Выставка «Кони-Айленд Нью-Йорк» портретная галерея. Принцип выбора сюжетов и персонажей выход за рамки нормы. Внимание фокусируется на остром, нетривиальном, вызывающем удивление или сдавленный смех... Гилдена прежде всего интересуют нетипичные характеры и яркая, цепляющая взгляд, внешность. «Фотограф выискивал абсурдное в обыденном, парадоксальное в рутине повседневности, не закрывая глаза ни на красоту, ни на уродство», комментируют специалисты язвительный взгляд американца. При этом вычеркнуть из памяти работы Гилдена, отмахнуться от них невозможно. Парадоксальность заостряет монохром. Видимо, он же создаёт вневременной эффект. Судя по сюжетам и персонажам, невозможно с точностью до десятилетия угадать эпоху. Фотограф отказался от цветных снимков. Эту особенность определили чёрно-белые фильмы, которыми с юности увлекался Гилден.
...Раздвигающий пространство стальной взгляд пожилой леди. Люди, отгораживающиеся от камеры. Неестественно-роскошные женские формы. Искалеченное лицо крупным планом. Мужское. Женское. Солнечные блики на тяжёлой обнажённой груди...
Границу общепринятого одни герои Гилдена нарушают чуть-чуть (и это лишь добавляет образам пикантности, горчинки). Другие «двойную сплошную» пересекают нарочито-решительно. Вне зависимости от пола, возраста и статуса. Парадоксальность (которая ежедневно растворяется в потоке рутины) фотограф выхватывает и «цементирует» в истории с помощью особого подхода к съёмке. Гилден использует широкоугольный объектив и прямую вспышку. И ещё он всегда очень близко приближается к своим героям: не прячется и не выжидает за углом любопытного момента. Вступает с людьми в контакт, провоцирует их на эмоцию, выводит из себя. Кажется, персонажи на снимках двигаются. Кажется, движется улица.
Это реальный Нью-Йорк! Это его жители! Я много раз бывала там, и эта выставка ещё одна возможность прогуляться по знакомым улочкам. Очень важно, что жители Екатеринбурга увидят не только знаменитые магазины Нью-Йорка, но и его людей, почувствуют его атмосферу, радуется вице-консул по вопросам образования, прессы и культуры Генерального консульства США в Екатеринбурге Кристина Хейден.
Ретроспектива в музее Метенкова охватывает период творчества с
Я фотографирую, потому что я... фотографирую. Я мог бы дать какой-нибудь замысловатый ответ на это вопрос, но на самом деле это просто у меня в крови, размышляет о себе Гилден в одном из выступлений.
Через месяц уральцам представится возможность лично задать вопросы фотографу. В конце сентября, ближе к закрытию выставки, Брюс Гилден собирается в Екатеринбург. Даст мастер-класс. Возможно, сделает серию портретов в столице Среднего Урала. Готовы попасть в кадр?