Уральская консерватория обнародовала планы на новый сезон

17 августа 2012, 20:29

На снимке: «Корявенький, но свой», — шутят студенты о памятнике Мусоргскому. Тем не менее стараются соответствовать — не скульптурному образу, конечно, а духу руководителя «Могучей кучки». Фото автора.

Оставаясь образовательным учреждением и отсчитывая время учебными годами, один из старейших вузов Урала всё активнее позиционирует себя и как концертную площадку. Сезон (и учебный год) 2012–2013 — «из той же оперы». Буквально. С Концертным симфоническим оркестром Уральской консерватории выступят нынче мировые оперные звёзды — Роберто Аланья и Монсеррат Кабалье.

Концерт Аланья в Екатеринбурге — уже 19 сентября. «Дуэт» с Кабалье — чуть позже. То и другое — самые яркие события предъюбилейного концертного сезона. А самое креативное — открытие собственного музыкального абонемента. Впервые в истории консерватории, истории Екатеринбурга вуз предлагает слушателям серию концертов выдающихся деятелей академического искусства. На сцене консерватории выступят лауреаты национальной премии «Золотая маска» знаменитые дирижёры Феликс Коробов (театр Станиславского и Немировича-Данченко) и Владимир Понькин («Геликон-опера»), солистка Московской филармонии Екатерина Мечетина (фортепиано), дирижёр Вольф Усминский (оркестр «Лицей-камерата»)... Дальнейший список — не менее впечатляющие имена, включая Роберто Аланья и Монсеррат Кабалье: встречи с ними пройдут под названием «Красота и сила оперы».

Новации Уральской консерватории — стратегический манёвр, спровоцированный отчасти опытом Московской консерватории. Общеизвестно: Московская консерватория давно уже, десятилетиями, — в ранге крупнейших концертных площадок столицы. Её сезоны, случается, поинтереснее иных филармонических событий. К этому уже привыкли, этого ждут. Понятно: в Москве — иные творческие силы и иные деньги (даже для вуза). Тем не менее Уральская консерватория, имеющая огромный авторитет в «образовательном пространстве», решила взять реванш и в ином качестве. Смело. Неожиданно. Но, как говорится, дай Бог. Публика только в выигрыше (учебный процесс, кстати, тоже).

Новая жизнь Уральской консерватории предполагает череду и других новых идей: ориентация в проектах на молодёжь («Будем сеять разумное, доброе, вечное не только в поколении, которое знает, что такое классическая музыка, — уточняет помощник ректора Леонид Бутинский, — но и в том, которое от классики пока далеко»), реконструкция сайта, новый фирменный стиль, в перспективе — экскурсии по зданию консерватории, памятнику истории и архитектуры XVIII века.

Под эти новации консерватория решительно расстаётся с балластом «ракушечного слоя», который многие годы был притчей во языцах. Речь о многочисленных мелких арендаторах, буквально облепляющих по первому этажу фасад консерваторского здания на проспекте Ленина. По меньшей мере это вызывало недоумение, чаще — возмущало. Но годами шло как шло. Вот появилась надежда, что возле памятника Мусоргскому звуки музыки перестанут наконец мешаться с запахами пиццерий.

Но, разумеется, для новаций нужны не только решительность, но и деньги. Может, и не такие крутые, как в столице, но — реальные. Тут тоже — забрезжил свет. 25 апреля 2012 года (полгода всего, но событие для вуза историческое) учреждён Попечительский совет Уральской консерватории, сопредседателями которого стали Дмитрий Коган и митрополит Волоколамский Иларион. Коган в представлениях не нуждается: имя — из разряда музыкальных констант. Митрополит Иларион, казалось бы, — из другой сферы. Тем не менее обращение к нему с просьбой возглавить Попечительский совет консерватории не было только «жестом вежливости»: он — концертирующий музыкант (!), пишет музыку (!). В конце сентября оба сопредседателя приедут в Екатеринбург, и ожидается, что состоится ряд встреч, принципиальных для дальнейшей судьбы консерватории — с руководством Свердловской области, с ректорами уральских вузов, творческой молодёжью Среднего Урала.

Среди многообещающих музыкальных событий предъюбилейного сезона Уральской консерватории знаковым явно станет концерт для виолончели с оркестром Чайковского (оркестр консерватории и солист Владислав Козин). Вуз замахнулся на мировую премьеру! В техническом же плане ставка — на продвижение консерватории в социальных сетях, организация интерактивной схемы концертных залов консерватории, создание приложений для мобильных устройств и... Могучие идеи. Мусоргский (его имя носит консерватория) порадовался бы.

Кстати

Оперная студия Уральской консерватории готовит премьеры опер Стравинского — «Мавра» и «Соловей». Уральцы вправе ждать от, строго говоря, учебной студии большого театрального события, ведь прежние студенческие спектакли дважды были отмечены премией губернатора за выдающиеся произведения в области литературы и искусства, трижды — премией имени Бориса Покровского, корифея оперы.

Любопытно, что в новом сезоне «Марфу» Стравинского планирует ставить ещё и Свердловская музкомедия. Два столь разных коллектива, взявшиеся почти одновременно за не самое исполняемое произведение, — такое в одном сезоне случается крайне редко.

Автор