Картины-рекордсменки

Анатолий Калашников «Монтана. Перегон скота» 1989–1999 гг. Фото: photoline.ru

Анатолий Калашников «Монтана. Перегон скота» 1989–1999 гг. Фото: photoline.ru

Как мы писали ранее, в Екатеринбургском музее ИЗО на выставке «Отечественное искусство 1940-х – 1991 годов» экспонируется крупноформатная живописная работа «На пастбище. Стадо» Аркадия Пластова. Вдохновившись масштабами этого холста, «ОГ» провела небольшое расследование и узнала истории создания трёх самых форматных холстов в регионе.

Восемнадцать метров из жизни Америки

Анатолий Калашников «Монтана. Перегон скота» 1989–1999 гг., S картины = 36 м2 (18х2 м)

Автор самой большой картины в области родился в Свердловске в 1947 году. Закончив здесь же художественное училище, он занялся преподавательской деятельностью. Увлечение монументальными проектами началось у Калашникова с создания барельефов на фасадах областного Дворца молодёжи и Свердловского цирка.

Идея картины пришла к художнику спонтанно. Однажды живописец увидел по телевизору передачу о перегоне скота в штате Монтана. Чёрно-белое изображение на экране произвело на него такое впечатление, что он захотел воплотить увиденное в цвете на холсте.

Сначала Калашников ограничился лишь сюжетом перегона скота, но затем так увлёкся, что решил расширить тему вплоть до освещения всей истории Америки. Работа над картиной продолжалась десять лет. Первые годы художник делал эскизы, изучал историю Америки от открытия континента Христофором Колумбом до становления современной державы.

– «Монтана. Перегон скота» – самый масштабный проект Калашникова, – говорит Виталий Волович, друг художника. – Картина создавалась в мастерской Миши Брусиловского как совместный проект. Всё это время полотно обрастало деталями. Из простого сюжета о скотоводческом празднике оно превратилось в энциклопедию американской жизни. Законченные холсты планировалось привезти на выставку в США, чтобы показать вместе с работами Эрнста Неизвестного. Калашников хотел подарить картину Америке в знак дружбы народов. Но политические взаимоотношения между странами к 2011 году сильно накалились. Идею с картиной пришлось отложить. А спустя год умер и сам художник. Так остановился крупный культурный проект, центром которого было полотно «Монтана. Перегон скота».

Два года картина экспонировалась в галерее «Арт-словарь». Теперь она хранится дома у дочери художника, Александры, скатанная на валах.

Искусство... с дымком

Алексей Денисов-Уральский «Лесной пожар», 1910 год, Sкартины = 14 м2 (3,5х4 м). 

Живописец и автор ювелирных «каменных горок» Алексей Денисов-Уральский родился в Екатеринбурге в 1864 году. Его отец занимался обработкой камня, создавая «наборные картины» с использованием уральских камней и минералов. Получив образование в рисовальной школе Императорского общества поощрения художеств в Санкт-Петербурге, Алексей Денисов-Уральский увлёкся камнерезным промыслом. Но при этом так же активно занимался живописью.

Существует несколько вариантов полотна «Лесной пожар». Тема стихии, разгорающейся из живительного огонька в сметающий всё на своём пути пожар, долго не отпускала художника. Наиболее известным стал вариант «Лесного пожара» 1897 года. Для усиления эффекта восприятия полотна Денисов-Уральский пошёл на хитрость. В помещении, где работа была впервые представлена публике, художник натопил печь по-чёрному. Желая увидеть картину, посетители попадали в небольшое помещение, наполненное дымом и жарким воздухом. Среди этой тяжёлой атмосферы висело одно-единственное полотно – полыхающий красками «Лесной пожар». Эффект получился сногсшибательный. Многие дамы попадали в обморок – то ли от впечатления, то ли от духоты. Некоторые зрители с криком выбегали из комнаты. Им казалось, что в помещении происходит настоящий пожар, и картина полыхает огнём…

Картина долгое время хранилась в музее ИЗО, накатанная на вал. К выставке «Более чем художник», посвящённой 150-летию Денисова-Уральского, полотно достали из запасников. Оказалось, что оно нуждается в реставрации. Пётр Горнунг, единственный в Екатеринбурге реставратор масляной живописи, провёл очень трудную и кропотливую работу, чтобы вернуть музею ИЗО одну из жемчужин его коллекции. В рекордные сроки, за десять дней, был укреплён красочный слой, подведён реставрационный грунт, удалены загрязнения, сделано тонирование утрат красочного слоя, затем картину покрыли лаком.

Сегодня полотно «Лесной пожар» вновь накатано на вал и хранится в фондах музея.

Коровы, покорившие Китай

Аркадий Пластов «На пастбище. Стадо» 1938 год, S картины = 6 м2 (2х3 м).

Это полотно, в отличие от других «рекордсменов», принадлежит кисти не уральского живописца. Народный художник СССР Аркадий Пластов родился в 1893 году в селе Прислониха Симбирской губернии. Он закончил Московское училище живописи, ваяния и зодчества. Большая часть работ художника хранится в Третьяковской галерее. Однако холст «На пастбище. Стадо» находится в собрании Екатеринбургского музея ИЗО, куда поступил в 1956 году в рамках плановых закупок.

Полотно долгие десятилетия из-за своего размера не выставлялось и тоже хранилось в запасниках. Последний раз оно экспонировалось двенадцать лет назад на выставке в Китае в рамках проекта «Триста лет русского искусства».

– На выставку, где были собраны произведения русского искусства от XVIII века до наших дней, картина Аркадия Пластова попала не случайно, - рассказала «ОГ» заместитель директора по научной работе музея ИЗО Зоя Таюрова. – Это был выбор искусствоведов с китайской стороны. Монументальное произведение Пластова считается программным для соцреализма, а это направление в русском искусстве очень близко китайцам по духу. Полотно «На пастбище. Стадо» за два года существования передвижного проекта «Триста лет русского искусства» увидели жители Шанхая, Пекина, Гуанчжоу.

Теперь картина заняла своё место в постоянной экспозиции музея ИЗО, посвящённой советскому искусству.

Областная газета Свердловской области